Живопись на пленэре в русской художественной школе. А. А. Иванов

Живопись на пленэре в русской художественной школе. А. А. Иванов.

В русском изобразительном искусстве под влиянием различных исторических условий развивались многочисленные приемы использования цвета в качестве выразительного средства живописи.

Наиболее отчетливо прослеживаются линии развития двух систем цветового строя картины: живопись локальным цветом и живопись сложным цветом. Если древнерусские живописцы изображали предметный мир преимущественно цельными, однородными цветовыми пятнами, характерными для изображаемых предметов, то художники XIX века писали в основном сложным цветом. В нем были не только характерные качества окраски предмета, но и качества определенной световоздушной среды.
Принципы и методы живописи на пленэре закрепились в практике русских художников еще в первой половине XIX века, т. е. значительно раньше так называемого «открытия пленэра» в Западной Европе (70-е годы XIX века). Разработка практического метода живописи на пленэре в начале XIX века успешно велась в русской художественной школе главным образом в период пенсионерских командировок лучших выпускников академии.
Отмечая особенности русского романтизма и раннего реализма, известный советский искусствовед Д. В. Сарабьянов обоснованно утверждает, что «русский романтический пейзаж в варианте Сильвестра Щедрина (а позже — Лебедева и А. Иванова) находит наиболее полную аналогию тем тенденциям европейского пейзажа, которые ориентированы на пленэр, на изучение натуры, той реальной стихии природы, которая была открыта романтическим человеком» .
С. Ф. Щедрин, М. И. Лебедев, А. А. Иванов развивали традиции романтической живописи, которая в русском пейзаже по аналогии с европейским пейзажем основывалась на пленэре.

Иванов. Семь мальчиков
Иванов. Семь мальчиков

С. Ф. Щедрин был одним из первых русских художников — пейзажистов, которые писали картины-этюды непосредственно в условиях природы. Правдивая трактовка натуры позволяла ему добиваться гармоничного решения мотива. Другой русский живописец П. В. Басин проводил многочисленные план с и с натуры по изучению неба при различных условиях его освещения.

Иванов. Нагой мальчик
Иванов. Нагой мальчик

К. П. Брюллов, так же как Щедрин и Басин, находись в пенсионерской командировке по Италии, изучал не только пейзажные мотивы южной природы, но и писал этюды обнажённой фигуры в условиях пленэра. В этих этюдах он исследовал рефлексы солнца. неба и зелени, падающие ив обнаженное тело. О высоком живописном мастерстве Брюллова свидетельствуют такие его картины, как «Итальянское утро», «Итальянский полдень» и др.
М. И. Лебедев явился автором серии итальянских пейзажей, в которых с высоким профессиональным мастерством переданы характерные особенности натуры в условиях открытого пространства. Многие этюды и картины этого мастера — результат выполнения учебных заданий на пленэре.
Наиболее значительным явлением в развитии пленэрной живописи в первой половине XIX века следует признать творческую практику выдающегося русского художника А. А. Иванова.

Иванов. Жених покупающий кольцо невесте
Иванов. Жених покупающий кольцо невесте

Во время командировки я Италию он штудировал в этюдах с натуры каждую деталь композиции, добиваясь ясности и простоты живописного изображения. Его картина «Явление Христа народу»

Явление Христа народу
Явление Христа народу

и этюды к ней убедительно свидетельствуют о беспримерной глубине и сложности живописно — пластических задач, решенных художником.
II. И. Чистяков писал: «Иванов отошел от условного освещения, что было обязательным для художников Возрождения. Они избегали солнечного освещения, а Иванов поставил человека на солнце и начал изучать все разнообразие природного освещения. Новые задачи для себя поняли русские художники, когда увидели его работы. Началось восхищение живыми людьми, действительной жизнью».

Иванов. Вода и камни
Иванов. Вода и камни

Иванов не останавливается на традиционных академических принципах создания картины и разрабатывает свою систему сбора материала к композиции. Вопросы линейной н воздушной перспективы, колорита будущего полотна решались художником в сотнях подготовительных зарисовок, этюдов, основанных на наблюдениях природы. Параллельное развитие двух сторон творчества сбор этюдов и совершенствование эскиза к картине — определяло систему творческого метода художника.
Иванов уделял большое внимание изучению растительного мира. В своих «ландшафтах» он штудирует строение различных лесных пород деревьев, о чем свидетельствуют пейзажи, выполненные художником во время его пребывания в Ариччи. Изучение итальянской природы Иванов проводил строго целенаправленно и последовательно. Штудии деревьев, этюды далей с показом характера и особенностей рельефа, панорамные этюды с тщательной цветовой разработкой деталей пейзажа — все это подчинялось законам воздушной перспективы на пленэре.
Среди наиболее сложных задач в пленэрной живописи (как, например, светотеневая и цветовая гармония), над которыми работал Иванов, важное место занимает изображение густолиственных деревьев при различных состояниях освещения (на свету, в глубокой тени). В своих пейзажах Иванов впервые в отечественной практике полнее, чем все его предшественники, начинает рассматривать зависимость цветовых отношений между деревьями, землей и небом. В этюдах «Деревья в парке Гиджи», «Листва», «Наружное дерево парка Гиджи»

Дерево в парке Гиджи
Дерево в парке Гиджи

художник с исключительной силой живописного мастерства добивается жизненной правдивости пленэрного освещения, находит точные отношения цвета неба к цвету деревьев. Причем работает он не только над изучением отдельных планов картины (почва каменистого берега, кроны деревьев второго плана, дали в панорамных этюдах), но и над анализом отношений между ними.
«Не будет преувеличением сказать, что в пейзаже Иванов создает новую эру. Он решительно вступил на дорогу пленэра. В живописи Иванова природа предстала не через миф, как в произведениях классиков, но как реальность.

В ней есть то равнодушие и немеркнущее вечное сияние, какое видел в ней Пушкин и которое впервые познал умом художника Леонардо да Винчи. В этом заключается новое слово, сказанное художником Ивановым в области пейзажа,— писал искусствовед Н. Г. Машковцев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.