Зарисовки для композиции

Зарисовки для композиции

Предыдущие главы были посвящены собственно учебному рисунку. Обучаясь ему, будущие художники развивают в себе уменье наблюдать и анализировать бесконечно разнообразные формы природы, овладевают объемно-пространственным мышлением и уменьем изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.


В предыдущих главах излагались методы последовательного овладевания полноценным реалистическим рисунком. Для этого изучалось линейно-объемное построение формы, светотеневая трактовка ее и в отдельных заданиях — тонально-живописный подход к изображению натуры.
Если обратиться к опыту работы великих художников прошлого и современных мастеров, мы увидим, что художники пользуются этими средствами всегда разумно, каждый раз выбирая из них те, которые наиболее подходят для того или иного вида творческой работы.
Яркими примерами линейно-объёмного изображения служат рисунки Гольбейна. Рафаэля. Энгра. Микеланджело (рис 124. 126, 136. 169, 180. 181, 182)
Эти рисунки были выполнены как подсобные, «рабочие» для композиции (для росписи на стене, для картины, портрета и т. д.).
Светотеневые рисунки 117, 134, 155, 171, наиболее полно передающие характеристику рельефа формы, служили также как подсобные для перевода в материал (Дюрер, Микеланджело, Леонардо да Винчи).
Примерами тоновых рисунков являются рисунки 118, 119, 122. 123. 213.
Такие рисунки чаще всего представляют законченные художественные произведения, это самостоятельный вид искусства.
В творческой работе над композицией рисунок как средство выражении замысла занимает главное место. Художник всю жизнь рисует — и собирая материал, и работая над эскизом, и проектируя композицию.
Такой рисунок отличается от учебного и самостоятельного творческого своей органической связью с декоративными задачами.
Как показывает практика, художники прикладного и декоративного искусства чаще всего прибегают к лаконичному светотеневому и особенно линейно-объемному рисунку, и этих средств вполне достаточно для выражения разнообразнейших замыслов.
Прекрасными примерами, подтверждающими это положение, могут служить приведенные здесь деталь росписи Сикстинской капеллы Микеланджело и декоративная роспись в древнем Египте (рис. 128, 241).
В данном статье не излагаются закономерности композиционного построения — это относится к области специальной композиции — дисциплины, преподаваемой во всех художественно-промышленных учебных заведениях. Здесь описываются лишь пути приближения рисунка к практике прикладного искусства, его тесная связь с задачами декоративной композиции.
В предыдущих главах мы говорили о переработке натурных зарисовок с некоторым уклоном в сторону декоративности. Эта переработка заключалась в сокращении количества изобразительных средств, сведении их к минимуму. Рисунок, полноценный, с использованием линейной и воздушной перспективы, светотени и тона, рисунок, отразивший все разнообразные свойства натуры, перерабатывался в более лаконичный. Примеры тахой переработки — рис. 114. 115, 162.
Таков натюрморт (рис. 59), где учащийся добивался плоскостного изображения. Зарисовки фигуры человека (рис. N8. 149. >50, 161) делались главным образом с целью передать линейными средствами объёмно-конструктивные и пластические свойства натуры.
Далее приведены примеры зарисовок натуры, сделанных специально для переработки их в композиции.
Ранее указывалось, что многие виды росписи, например, по дереву, металлу, папье-маше, текстильные изделия (ковры, ткани), а также некоторые вилы резьбы, предполагают работу по художественному оформлению плоскости. Поэтому в таких случаях ясное силуэтное изображение следует предпочесть глубинному и ракурсному. Это определяет и выбор натуры, и способ выполнения зарисовок.
Наоборот, для объемных изделий или для рельефной резьбы, литья, лепки натура научается с разных сторон, в различных ракурсах и поворотах.
Зарисовки могут преследовать еще более узкую цель специальной композиции, т. е. учитывать тот материал, в котором должен воплотиться замысел. Такими могут быть рисунки для зскизов хохломской росписи по дереву, орнамента для мебельной ткани, черни по серебру, для изделий из камня и т. д. Конечно, подобные зарисовки по силам лишь специалисту, изучившему свойства материала, владеющему композицией и рисунком. Обучающийся все же должен уже на первых порах приступить к такой работе и настойчиво продолжать ее, не смущаясь временными неудачами.
Работа в области прикладного искусства тесно связана с орнаментом, а он строится на основе форм природы и является творческой переработкой этих форм.
В курсе специальной композиции задания по орнаменту занимают большое место. Поэтому учащемуся придется делать много зарисовок, которые могут в дальнейшем послужить отправным материалом, основой для сочинения орнамента, натолкнуть иа решение композиционных задач.
Тахов рис. 220 зарисовка с натуры ветвей декоративного комнатного растения.

Зарисовка комнатного растения

Это учебное задание по сбору материала для построения орнамента. Две-три подобных зарисовки с натуры дадут достаточно материала.
Рис. 221 — вертикальная орнаментальная полоса.

Композиция орнаментной полосы

Нетрудно видеть, что здесь использованы мотивы предыдущей натурной зарисовки (движение стебля, форма листьев), но веткам приданы более определенные изгибы, листья размешены с своеобразным чередованием. Все компаненты объединены в единое целое, которое членится на ритмически повторяющиеся мотивы (раппорт). Этот орнамент не предназначен для какого-либо конкретною материала, а представляет упражнение в составлении орнамента на плоскости вообще.
Рис. 222 — сосна, зарисованная с натуры кистью и палочкой, смоченной в туши.

Сосна. Зарисовка тушью

Ясность и большое разнообразие зарисованных деталей дает много материала для самых различных орнаментальных мотивов. Пользуясь этой зарисовкой, обучающийся сделал много разнообразных орнаментальных построений для ткани, часть из которых показана в эскизах и набросках (рис. 223).

Орнаментные мотивы

Здесь мы видим орнаменты двух видов: такие, в которых детали натурной зарисовки мало изменены, и такие, которые подверглись большой переработке, стали уже совсем, как говорят, «беспредметными». Но даже и для таких мотивов толчком послужило наблюдение натуры.
Рис. 224 Н. Тихонова — пример зарисовки с натуры веток черники с ягодами для росписи деревянной кубышки в характере «хохломской» техники.

Зарисовка черники

Хохломская роспись имеет свои установившиеся стилевые особенности. Автор выполнил зарисовку с большим знанием этого вида орнамента.
Следующий пример — композиция небольшого панно с поющим скворцом. Автор — В. А. Ватагин — выдающийся анималист, хорошо знает животный мир и все же делает много зарисовок натуры для композиции. Два листа с eго зарисовками приведены здесь. На рис. 225 мы видим, что автор очень обобщенно, силуэтом зарисовывает движения скворца, ищет характерные позы.

Зарисовка движений скворца
На другом листе художник сосредоточил внимание на передаче оперения птицы, имея в виду использовать это в орнаменте (рис. 226). Эскизы композиции (рис. 227) — результат изучения живой натуры и творческой переработки натурных зарисовок.

Зарисовки скворца

Здесь изображение скворца приобретает орнаментальный, декоративный характер.
Рис. 229 — объемное изделие из камня (лодочка, туалетная принадлежность).

Лодочка

К такой обобщенной форме художник С. Дозоров пришел, основываясь на зарисовках щегла с натуры (рис. 228).

Щеглы. Зарисовки
Зарисовки совы сделаны Е. Николаевым для объемной скульптуры из камня. Это хорошо видно по характеру рисунков с живой натуры и по первым композиционным замыслам, зарисованным на этом же листе (рис. 230).

Сова. Зарисовки

Работа завершилась в небольшой обобщенной н выразительной каменной фигурке (рис. 231).

Сова. Камень
Значение натурных проработок частей композиции и их использование в творческом процессе видны в рисунках с натуры В. А. Серова, сделанных для иллюстрации басни Крылова «Крестьянин и работник» (рис. 232—235).

Корова. Зарисовка

Корова и фигура человека. Зарисовка

Корова и фигура человека

Крестьянин и работник

Здесь можно проследить, как шаг за шагом в процессе изучения натуры отдельные детали композиции становились выразительнее, острее, все более подчинялись содержанию.
Рис. 236 А. Дейнеки показывает, что выполняя его, художник представлял свой замысел воплощенным в материале (гранит).

Дейнека. Рисунок на гранитной панели

Тут уже намечена мера обобщения формы, найден силуэт и связь его с плоскостью.

Дейнека. Гранитная панель

В гранитной панели (рис. 237) этo изображение приобрело большую декоративность, подверглось дальнейшему обобщению, многие детали опушены, усилены некоторые контрасты, обострена поза фигуры
В наброске скульптора В. Мухиной запечатлены первые замыслы формы бокала (рис. 238).

Бокал и статуэтка

Здесь видно, как автор искал соотношение форм подставки и чащи, свободно, «от себя» набрасывая движения фигуры. О таком же твердом Знании фигуры человека свидетельствует набросок статуя «Теннисист» (рис. 239).

Рис. 240 художника Ланфранко — пример предварительной проработки в контуре живописной росписи.

Декоративная роспись
Для всякого рода росписи, в том числе и орнаментальной, требуется умение обрисовывать границы форм. Свободное владение линейным («линеарным») рисунком окажет в этом большую пользу.
Рис. 241 — пример декоративной росписи древнего Египта. Здесь использованы только линейные средства. Композиция имеет орнаментальный характер с симметричным построением. Все формы предельно обобщены, собраны в четкий силуэт, и «живут» в плоскости.
Рис. 242 — античная ваза с богатой декоративной росписью, помогающей зрителю воспринимать объём большой формы.

Античная декоративная ваза

Тут сплетаются в ритмические орнаментальные потоки, выразительные силуэтные изображении людей и животных.
Приведенные примеры, конечно, далеко не исчерпывают того огромного разнообразия возможностей, которые открываются художнику, специалисту прикладного искусства в его практической работе. Каждая новая творческая задача подскажет, как и где искать в окружающей жизни материал для создания высокохудожественных вещей — скульптуры, посуды, тканей, ковров и пр., призванных украсить и облагородить наш быт. Но необходимо понять, что без прочных знаний и навыков в области рисунка невозможна успешная творческая работа ни в одной из областей изобразительного искусства.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.