Зарисовка растений. Урок

Зарисовка растений. Урок

Приступать к зарисовкам растений необходимо уже в первой стадии обучения. Начинать лучше с зарисовок частей: отдельных листьев, веток с несколькими листьями или плодов с веткой и листьями, цветов на стеблях и т. д.; затем брать более трудную натуру, усложняя объемно-пространственное построение: дерево с частью пейзажа, букет цветов, передний план луга с цветами и т. д.


Главное внимание надо обращать на передачу характерных особенностей формы. 

Набросок травы. Кисть

Лист клена, например, по очертаниям резко отличается от листа яблони, дуба, березы. Кроме того, он довольно плоский. Рельеф дубового листа сложнее.
Чтобы рисунок ветки с листьями выразительно передавал характер, недостаточно сходства только формы листьев. Нужно уяснить и передать характерное, свойственное каждому виду дерева расположение листьев, пропорции всей ветви, характер изгиба стебля с его разветвлениями.
Если сучья дуба узловаты, с крутыми изгибами и листья собираются в плотные группы, то у ветлы, например, ветки прямые, листья сидят на них равномерно чередуясь. Совсем другое характерно для березы, рябины, ореха и т. д. У каждого растения есть свое индивидуальное, характерное. Его-то и надо почувствовать и выразить в рисунке.
То же относится и к цветам, где разнообразие формы, окраски. фактуры очень велико.
Зарисовки могут выполняться в различной технике, в зависимости от пластических свойств натуры и цели зарисовки. Иногда предпочтительнее кисть с тушью или краской, если не требуется детальной проработки натуры (например, если хотят дать силуэт растения). Таков рис. 183, выполненный с натуры непосредственно кистью, без предварительной наметки карандашом. Рис. 184 сделан также прямо кистью, но с акцентом на объемную форму.

Ветка яблони. Тушь

Так подсказала натура; очень ясная круглая форма яблок, довольно четкий рельеф листьев, усиленные контрастным освещением, которое особенно выявило объем. Всего этого нет в предыдущем рисунке, где травы при мягком рассеянном свете воспринимаются скорее силуэтно.
В зарисовках сосновой ветки с шишками и ветки рябины с ягодами (рис. 185, 186) была поставлена цель передать, кроме характера формы, так-же тоновые и пространственные отношения.

Ветка сосны. Акварель

Ветка рябины. Акварель
Для детальной лепки формы листа боярышника оказался хорош твердый карандаш (рис. 187). Так же выполнен и рис. 188.

Лист боярышника. Карандаш

Репейник. Карандаш
Сравним еще два рисунка.
В рис. 184 внимание автора направлено на ритмическое расположение листьев и яблок, почему натурой взята большая ветвь. Такой рисунок может послужить основой орнаментальной композиции. В рис. 189 зарисована маленькая ветка, но внимание сосредоточилось главным образом на летальной лепке формы яблок и листьев.

Ветка яблони. Карандаш

Изучение натуры с этой стороны очень полезно для работы в миниатюрной живописи, для объемной резьбы и прочее.
Зарисовка ветки (рис. 193) значительно сложнее и требует больше времени.

Ветка дерева. Акварель

В этом рисунке внимательно изучены характерные группировки сучьев, их изгибы, распределение массивов листьев, четко определены планы пространства.
Деревья еще сложнее для рисования. Трудность состоит в обобщении большого количества деталей, в лепке «большой формы» массы листьев.
Ветла на рис. 192 нарисована пером; объем зеленого массива вылеплен простыми средствами.

Ветла. Рисунок пером

Ветви переднего плана более объёмны по сравнению с находящимися в глубине и в тени. Благодаря правильно намеченной масштабности деталей, хорошо чувствуется величина дерева.
Мягкий графитный карандаш хорошо использован в рисунке елки (рис. 191).

Молодая ель. Мягкий карандаш

Штрихи положены то широкие с мягкими границами, но тонкие, более четкие и контрастные; иногда штрихи стерты в пятно.
Разнообразие приемов здесь сочетается с острой наблюдательностью, чуткой передачей характера формы, тональных и фактурных особенностей натуры.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.