Замена вилок и шнуров бытовых электроприборов

Замена вилок и шнуров бытовых электроприборов

Цель.
Ознакомить с неисправностями вилок и шнуров бытовых электроприборов, причинами их возникновения и содержанием ремонтных работ. Сформировать навыки их выполнения, способствовать подготовке учащихся к выполнению необходимых и доступных видов бытового труда.

Объект работы.
Бытовые электроприборы (утюги, настольные лампы, паяльники, зажигалки газовые и др.).
Оснащение занятия. Плакаты с изображением процессов оконцевания проводов, разборки и сборки электропроводов, образцы отремонтированных электрошнуров, плоскогубцы, отвертки, ножи, изоляционные материалы, электрошнуры, штепсельные вилки.

Методические рекомендации
В начале занятия учителю рекомендуется обосновать целесообразность изучения темы. Он подчеркивает, что поддержание бытовой техники в исправном состоянии предупреждает травматизм. Самостоятельное устранение простейших неисправностей в электробытовых приборах позволяет экономить личное время и средства.
Подготавливая учащихся к изложению нового материала, учитель может обобщить их знания о бытовых электроприборах на примере одно- или двухлампового светильника, газовой электрозажигалки и др.
Далее рекомендуется перечислить наиболее часто встречающиеся неисправности бытовых электроприборов и подкрепить сказанное конкретными примерами. Уместно подчеркнуть, что капитальный и профилактический ремонт сложной бытовой техники выполняется специализированными мастерскими. В домашних условиях можно выполнить лишь простые виды ремонта, связанные, например, с заменой вилок и питающих шнуров. Учащимся демонстрируют шнуры с неисправными штепсельными вилками, поврежденной изоляцией, переломанными или разорванными частями проводов, с обгоревшими концами.
Следует обратить внимание учащихся на то, что эксплуатировать электроприборы с неисправными шнурами или штепсельными вилками опасно, так как это может привести к поражению электрическим током и тяжелым последствиям для здоровья и жизни человека.
Затем учитель поясняет порядок замены неисправного электрошнура новым. На примере одного из бытовых электроприборов, например, электрического утюга, учащимся демонстрируют порядок замены пришедшего в негодность шнура. Пятиклассникам надо знать, что электрошнуры ко многим бытовым электроприборам можно приобрести в хозяйственных магазинах. Использовать случайные провода нельзя по соображениям электробезопасности.
Работа по замене электрошнура включает следующие операции: частичная разборка электроприбора; отсоединение неисправного шнура; присоединение нового, исправного шнура; сборка электроприбора; испытание его работоспособности.
Все операции и используемый инструмент должны быть четко продемонстрированы учителем на его рабочем месте
Учащихся знакомят также с порядком замены штепселъной вилки электрошнура. Эта работа выполняется тем же инструментом, что и замена шнура. При незначительном повреждении шнура его ремонтируют. Например, небольшой оплавленный участок изоляции шнура в нагревательных приборах обматывают изоляционной лентой; дефектные участки обгоревших концов проводов обрезают и выполняют оконцовывание под крепежные винты прибора; шнур с переломанным проводом разрезают по месту излома, обе части шнура оконцовывают, затем соединяют и надежно изолируют. Поясняя и демонстрируя эти виды работ, учитель подчеркивает, что ремонт бытовых электроприборов в целях безопасности пользования ими должен быть выполнен качественно и надежно.
Снимая слой изоляции с проводов и зачищая их, учащиеся часто допускают подрезание проводящей жилы, что в дальнейшем влияет на работоспособность сращенного или оконцованного под крепеж узла. Учитель поясняет, как надо правильно держать инструмент, чтобы предупредить возможные ошибки.
Проводя инструктаж, учитель особое внимание уделяет правилам безопасности труда при работе электромонтажным инструментом и проверке работоспособности отремонтированного электроприбора. Начинать ремонт любого электроприбора можно лишь после отключения его от сети. Снимать изоляцию и зачищать концы проводов необходимо на подкладной доске ножом, применяя прием резания от себя, как при затачивании карандаша. Выполняя разборку и сборку штепсельной вилки, учащиеся часто нарушают правила безопасности труда: держат вилку в руках или на коленях. Это создает опасность травмирования ученика отверткой, которая может соскочить с головки винта в результате прилагаемого усилия. Травма может быть тяжелой. Поэтому учитель поясняет учащимся, что ремонтируемая деталь должна располагаться на рабочем верстаке или столе и в направлении приложения усилия к отвертке не поддерживаться руками. Маленькой отверткой нельзя завинчивать большие винты, так как будут испорчены прорезь винта и рабочая часть отвертки, аналогично малые винты нельзя завинчивать большой отверткой — можно легко сорвать резьбу винта.
Практическую работу по замене и ремонту вилок и шнуров электроприборов целесообразно организовать по индивидуальной форме: каждому учащемуся предложить выполнить ремонт или замену электрошнура в каком-либо электроприборе, например настольной лампе, утюге, паяльнике, электровыжигателе, радиодинамике и т. п. Если нужкого количества приборов, нуждающихся в таком ремонте, нет, учитель при подготовке к занятию может умышленно внести в исправные электрошнуры с вилками ряд неисправностей, а для формирования навыков монтажа использовать один прибор на трех — четырех учащихся.
В целях экономии времени на индивидуальные консультации желательно вывесить плакаты с описанием и изображением операций, применяемых при различных видах ремонта электрошнуров. Необязательно всем учащимся заниматься однотипной работой: одни могут заменять вилку, шнур, другие — его оконцовывать, третьи — подсоединять к прибору и т. д. Важно только, чтобы в итоге все основные виды ремонта были освоены учащимися.
По ходу занятия необходимо научить учащихся контролировать качество выполненной работы — ее соответствие образцу, чертежу, рисунку или определенным требованиям. Учитель должен сообщить учащимся критерии и способы контроля качества труда. Контроль и оценка работы примерно (на глаз) не способствуют выработке у учащихся чувства ответственности за конечные результаты труда, снижают уровень технологической дисциплины, что в итоге сказывается на эффективности обучения. Поэтому в заключительной части занятия необходимо уделить самое пристальное внимание анализу качества выполненной работы, применяя его как один из эффективных приемов обучения на заключительном этапе занятия.

 Просмотры: 17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.