Вещь: свет и фактура

Вещь: свет и фактура.

Во все времена художников интересовала магия света.

Рембрант. Портрет Саскии
Рембрант. Портрет Саскии

На полотнах Рембрандта и Вермеера, Куинджи и Коровина мы видим, как светом выделяется главное, как свет подчёркивает объём и цвет вещей, а главное, создаёт особое настроение и атмосферу. В фотографии роль света ещё более значительна. Свет не только технологически, но и изобразительно рождает фотографию. Благодаря ему выявляется форма здания, человеческого тела, любой вещи и их взаимосвязь с пространством.
Свет — средство художественной выразительности, превращающее фотографию в искусство светописи.
Есть много общего в живописном и фотографическом натюрморте. Но

В. Поленов. У постели больной
В. Поленов. У постели больной

операторское видение вещи, окружающих предметов через фотообъектив отличается от взора на них живописца. Фотоглаз по-особенному приближает нас к объекту: становится видимой пористость кожуры апельсина, фактура старого пня, каждая крупица или капелька.

К. Коровин. Цветы и фрукты
К. Коровин. Цветы и фрукты

Конечно, и кисть живописца передаёт красоту и необычность материалов, но в фотографии фактура вещи на крупном плане производит особо сильное впечатление. Преломление света в стекле, его отражение в воде или в складках ткани превращают в запоминающееся зрелище саму фактуру и материал вещи.
Излюбленным мотивом фотохудожников стала эффектная игра света на гранях стеклянной посуды, усиленная бликами воды.

Фотографический натюрморт
При съемке натюрморта решаются те же художественные задачи, что в рисунке и живописи: светотоновые, колористические, но прежде всего композиционные, и здесь важнейшую роль играет свет. Помимо выделения фактуры и формы, свет и тени композиционно организуют натюрморт, ставят акцент на главном, делают цельным и единым всё его пространство.
Свет в фотонатюрморте — средство композиционной акцентировки и спецэффекта. Он акцентирует внимание зрителя и при помощи светотоновых контрастов ведет взгляд зрителя по снимку. В этих работах найдены интересные композиционные и цветосветовые решения.
А это пример композиционного несоответствия величины объекта и Перецпространства, в которое он заключен.
На рисунках — варианты более удачных композиций, где есть воздух и глубина пространства.
Вначале фотография, как и кинематограф, была чёрно-белой. Черно-белая фотография подобна графике. Порой кажется, что чёрно-белое изображение беднее и менее выразительно, чем цветное, но это не так. Опыт искусства свидетельствует; живопись не отменяет графику. У чёрно-белого изображения свой язык, своя поэтика.
Цвет в живописи и цвет в фотографии различен по своей природе. Живописец — автор и создатель цветового строя своей картины, а фотограф в большинстве случаев — заложник цвета снимаемой им натуры. В живописи цвет — сочинённый, а в фотографии — копийный, повторяет природный цвет.
Иное дело свет. Он более творческий элемент фотографии, потому что в большей мере создается и зависит от фотооператора. Поэтому чёрно-белое решение снимка может быть даже интереснее и выразительнее, чем цветное. Во всяком случае, это различные языки, на которых сегодня говорит фотография.
Обратите внимание, как меняется восприятие изображения в зависимости от его цветотонового или графического решения.
На примере работ, сделанных учащимися, видно, какой выразительности и образности можно достичь при помощи света и интересной композиции, снимая даже самые простые вещи.
В этих натюрмортах удалось выявить объём, показать изысканность формы и разнообразие фактур вещей. Композиционная сбалансированность цветотоновых пятен найдена при помощи художнического видения.
Автор достиг светокомпозиционного эффекта благодаря удачно выбранной точке съемки и ракурсу. В работе чётко выявлен композиционный центр, сразу привлекающий наше внимание. Удачно найдена крупность плана.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.