Устройство и работа штангенциркулем

Устройство и работа штангенциркулем. Объект. Угольник слесарный 90 — градусный

Оснащение занятия.
Чертежи изделия; контрольные угольники; наборы слесарного инструмента; штангенциркули.

Общие методические рекомендации
До сих пор в качестве измерительного инструмента учащиеся применяли только металлическую линейку. Однако с увеличением сложности и повышением точности деталей возникает необходимость в изучении штангенинструментов. Задача данного занятия: изучить устройство штангенциркуля ШЦ-I, обучить учащихся приемам работы этим инструментом и познакомить с другими штангенинструментами. Следует помочь школьникам составить четкое представление о возросшей точности измерений и необходимости применения точных измерительных инструментов.

Ход занятия
Вводный инструктаж. На предыдущем занятии учащиеся начали обрабатывать грань угольника. До сих пор в качестве измерительного инструмента они использовали линейку. Учитель объясняет, что линейкой невозможно проконтролировать размер 20-0,5 мм — для этого нужен другой инструмент. Учащимся демонстрируют штангенциркуль, знакомят их с его устройством, приемами измерения наружных и внутренних поверхностей, подчеркивая, что штангенциркуль — один из наиболее распространенных измерительных инструментов. Выпускаемые штангенциркули имеют погрешность измерения 0,1 и 0,05 мм. Устройство шкалы штангенциркуля ШЦ-1 объясняют по модели большого размера, таблице или проекции изображения штангенциркуля на экран.

Устройство и работа штангенциркулем
При изучении штангенциркуля учащиеся должны хорошо усвоить следующее: в процессе измерения штангенциркуль держат так, чтобы его шкалы были перед глазами, и перемещают рамку большим пальцем правой руки; губки штангенциркуля сжимают, прикладывая к ним небольшое усилие; при измерении цилиндрических поверхностей (особенно внутренних) деталь (или штангенциркуль) слегка проворачивают, чтобы определить наибольший размер; при измерении тяжелых деталей или деталей, закрепленных в патроне токарного станка, неподвижную губку штангенциркуля поддерживают левой рукой; перед началом работы штангенциркуль проверяют, совмещая подвижную и неподвижную губки; муль нониуса при этом должен совпасть с нулем штанги; после работы штангенциркуль протирают; хранят штангенциркули отдельно от других инструментов, располагая шкалами вверх.
Объяснение учителя сопровождается демонстрацией приемов работы. Затем можно дать возможность учащимся самостоятельно прочесть соответствующий раздел учебного пособия и провести беседу по содержащимся в нем вопросам. В ходе беседы желательно расшифровать наименование инструмента — штангенциркуль, познакомить учащихся со штангенциркулями ШЦ-II и ШЦ-Ш и дать понятие о других штангенинструментах (штангенрейсмус, штангенглубиномер, штангензубомер). Затем проводится лабораторная работа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.