Цветы — частицы сада в доме.
Человек не хочет расставаться с садом. В городе он разводит цветы в горшках, ставит букеты в вазы, засушивает их.
Цветок — может быть единственное, что сближает всех нас в понимании и ощущении прекрасного. Цветы — источник поэзии и спутник любви. Букет для мамы или любимой ценен не количеством цветов или их дороговизной, а любовным движением сердца. Полевую ромашку или веточку с первыми распустившимися листиками, роли не играет, главное — дарите!
Букеты в вазах, цветы в горшках или даже засушенные цветы и травы присутствуют в нашей жизни как воспоминание о лете или живое дыхание природы.
В фитодизайне применяются общие композиционные принципы, толь ко не с геометрическими фигурами или бездушными объемами, а с живыми растениями. Здесь больше, чем где—либо в дизайне и архитектуре, композиция соединяется с поэзией и философией. Руководствуясь чувством красоты, гармонии и контраста в подборе цветов, вы добьетесь неповторимости их сочетаний по колориту, форме и фактуре в живом произведении. Сам процесс создания композиции из цветов называется аранжировкой. Искусство аранжировки относится не только к букетам, но и цветам, растущим в саду. И там и тут важно достичь ритмичности и скульптурности форм, чтобы одно временно был выражен цветовой акцент и при этом сохранялась красочная целостность всей композиции.
Искусство икебаны — не просто вид фитодизайна, а определенный знаковый язык символов, как жесты в японском театре «Кабуки» или цветовой строй в иконе.
Фитокомпозиции (букеты, корзины, венки) бывают самого разного типа и назначения. Они могут украшать служебные и общественные помещения: декорировать стены, висеть в кашпо и стоять в вазах, быть в виде клумбовых композиций, соединяясь с ландшафтно—парковым дизайном.
И в простейших работах учащихся, и в сложных композициях художников — аранжировщиков цветок предстает как частица вечной красоты природы, лишь выявленная мастерством дизайнера.
Рассмотрим несколько композиционных схем аранжировки:
— организация пространственного решения исходя из цветовой гармонии или контраста при сопоставлении различных растительных форм и фактур;
— организация двухмерного цветового декора в различной ритмике;
— организация конструктивной фитокомпозиции в центровой, симметричной компоновке и динамическом равновесии
Ритмическое и цветовое единство в европейской аранжировке композиционно достигается непосредственно при создании букета.
А в икебане форма, расположение, цветовая гамма и сам подбор растений подчиняются традиционно—сложившимся схемам. В их композиции содержится определенный смысл, например: признание в любви, поздравление, предупреждение и т.д.
Колористическое решение большинства фитокомпозиций строится на сближенности или контрастности цветов, а форма букета компонуется по принципам динамического равновесия.
В этих оригинальных работах достигнут композиционный баланс природных элементов: цветков, веточек, мха, самого сосуда.
пример фитокомпозиции из разнообразных природно—растительных форм и фактур с цветовым акцентом (доминантой).