Современные формы экранного языка

Современные формы экранного языка

Ничто так быстро не устаревает как технические новинки, с нарастающей скоростью сменяющие друг друга.

Суть искусстваЯзык, на котором говорили еще вчера модные хиты, сегодня уже кажется медлительным, далеким от жизни, устаревшим. Искусство всегдa меняло свою форму, язык творческих произведений и средства, которыми они создаются.
Язык музыки и фильмов, литературы и Язык музыки и фильмакартин, на котором они говорят сегодня, отличается от языка, на котором они говорили во времена ваших родителей, а тем более дедушек и бабушек. Форма и ритм старых фильмов определялись характером, идеалами и взглядами, условиями жизни людей иной эпохи. Смешными и старомодными порой кажутся не только костюмы киногероев, но и их речь, а больше всего ритм и монтаж фильма, динамика развития его сюжета.
Суть искусства как разговора о человеке, передача на экране или на сцене правды жизни человеческого духа и во времена Шекспира, и во времена Пушкина, и сейчас одни и те же. Потому-то нам близки и интересны бессмертные Ромео и Джульетта — вечные наши современники! Но язык искусства и его восприятие постоянно меняются. Не последнюю роль в этом играют и сами технологии, с помощью которых создаются современные зрелища. Мелькают вспышки света, ревут невероятными децибелами динамики, среди лазерных лучей и дымов в бешеном ритме танцуют и поют шоу-звёзды…

Современные формы экранного языка
Конечно, и сам темп нашей жизни влияет на наше восприятие. Когда вы сидите у телевизора, обратите внимание, как часто вы переключаете на пульте экранную картинку. Да и сама экранная картинка зачастую подстать зрительскому нетерпеливому, пляшущему сознанию. Короткие планы, стремительный монтаж, неожиданные ракурсы, рваная музыка.. Современные формы экранного языка 1Клиповое сознание, клиповое восприятие экрана и жизни всё больше становятся реальностью сегодняшнего дня.
Клип — английская аббревиатура, возникшая в лексике программистов. Термин быстро вошёл в употребление в разных областях творчества — в дизайне, фотографии, музыке и т. д. В словарях по-разному раскрывается смысл этого термина, но в них так или иначе есть одно ключевое определение клипа как набора элементов. Не композиция элементов, основанная на гармонии и логике, а их набор, производящий на зрителя эмоциональное воздействие. Клип основан на контрастах неожиданных или случайных визуально-смысловых ассоциаций, возникающих на монтажном стыке изображений, текста и звука.
Поскольку экранные клипы получили наибольшее распространение в рекламе и шоу-бизнесе, для них характерен агрессивный стиль воздействия на зрителя в целях рыночной популяризации модных хитов, исполнителей и товаров.
На телеэкранах наиболее распространены песенные видео-клипы. Их видеоряд впрямую зависит от ритма и текста песни. Будучи, по существу, этюдом, клип в отличие от него не стремится к смысловой гармонии, а скреплён ассоциативными связями, зачастую весьма произвольными.
Монтажное построение клипа, не скреплённое композиционно-образной логикой, чаще всего «своевольно» может быть иллюстративным, алогичным и допускает различные ассоциации. Поэтому связующим последовательность кадров в клипе является не изобразительная логика, а текст песни или музыка.
Перед вами фрагмент клипа «Эта осень нас разлучила». В сценарной основе клипа — песня, созданная одной из школьных музыкальных групп. Этот клип приводится здесь как типичный пример подобных сочинений, для которых характерны подражательность и банальность. Вы без труда представите себе клип звучащим на экране, потому что не раз слышали, а может быть и сами сочиняли нечто похожее.
Ветер срывает листья,
Ты разрываешь душу,
Дождь нескончаемо плачет,
И только в тумане,
только в тумане
Вижу твои глаза…
Ветер срывает листья,
Но я не могу оторваться
Прибитый дождём к земле.
К сожалению, невысокое качество поэтической основы и монтажа отличают и художественный уровень потока телевизионных клипов, словно поставленных на конвейер.
Также распространён динамичный роковый клип, где текст вторичен и всеСовременные формы экранного языка 2 строится на контрастном и динамичном монтаже звука и видеоряда. Здесь приводится кадроплан фрагмента такого клипа. Резкость, энергия выкрика, многократно усиленная динамиками, подхлестываемая стыком рваных планов, привлекают молодёжь. Главное, чтобы при этом вы не оглохли и не ослепли душевно.
Видеоклип — одна из форм видеоинсталляции и коллажа. Поэтому клиповые произведения вы можете встретить под этими названиями. Поиски новых форм выражения часто лежат вне традиций классического искусства. Флэшмобы, перформансы, граффити, видеоарт составляют отдельную от него и противостоящую ему сферу так называемого актуального искусства
Актуальное искусство, построенное на изменении языка и условностей традиционных искусств, вбирает в свое зрелищное пространство и художника, и зрителя. Они включаются в единое игровое действие, в котором художник становится режиссером этого действия, а зрители — его участниками. Поэтому здесь на первый план выходит не умение художника рисовать, а его умение воплощать свою идею в игровой ситуации. Это придает подобным акциям театрально-зрелищный характер, только осуществляемый не на сцене, а в реальном пространстве города. На этом строятся перформансы, хэппинги, флэшмобы и т. п. Иногда они привлекают своей неожиданностью, но гораздо чаще их эпатаж превращается в ребус или, что ещё хуже, они приобретают не художественный, а откровенно разрушительный характер, граничащий с хулиганством.
Восприятие истинного искусства требует работы мысли и души, но оно вовсе не головоломка, как актуальное искусство. Оно настоящая школа художественного творчества.

Современные формы экранного языка 3
Компьютер даёт возможность не только смотреть, но и создавать свои экранные послания, видеоклипы. И важно не просто их разослать по сетям, а важно, чтобы они не были экранным спамом по своему качеству и смыслу. Для этого нужна художественная культура и вкус. Не бойтесь иметь своё мнение. Бойтесь неправды и неискренности в том, что вы создаёте!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.