Содержание работы в столярной учебной мастерской

Содержание работы в столярной учебной мастерской. Методические рекомендации.

Качество проведения учителем вводного занятия оказывает большое влияние на отношение школьников к предмету «трудовое обучение», к их последующей работе в учебных мастерских.
Поэтому подготовке этого занятия надо уделить достаточно времени и внимания. Прежде всего учителю необходимо выяснить у школьного врача, нет ли в классе учащихся с отклонениями от нормы зрения или слуха (им выделяют рабочие места как можно ближе к столу учителя) и кому из школьников по тем или иным причинам временно противопоказана физическая нагрузка. С помощью классного руководителя рекомендуется установить, кто из школьников увлекается техникой, занимается техническим творчеством, — в дальнейшем это позволит проводить занятия с учетом индивидуальных способностей учащихся. Желательно также знать, кто из родителей пятиклассников имеет рабочие профессии, чтобы по ходу изложения материала урока опираться на конкретные примеры, понятные ребятам и повышающие их интерес.
Рассказывая учащимся о труде и его значении в жизни людей, надо привести им конкретные примеры созидательного труда людей на предприятиях производственного окружения школы, района, города. При этом целесообразно назвать имена передовиков производства и знатных людей труда, работающих на этих предприятиях, в том числе и родителей учащихся, подчеркнув, каким почетом и уважением они окружены, рассказать о преемственности профессий, трудовых династиях. Очень важно ознакомить учащихся с народными промыслами, исторически сложившимися в данной местности.
Раскрывая задачи и содержание работы в учебной мастерской, учитель должен помнить, что в его обязанности входит ознакомление учащихся по ходу изучения программного материала с важнейшими государственно-политическими документами, формирование научно-технических знаний, практических умений и конструкторско-технологических умений, необходимых для вовлечения школьников в творческий, общественно полезный, производительный труд, устойчивых профессиональных интересов к рабочим профессиям, экономических и экологических знаний, привычки бережно обращаться с оборудованием, инструментами, экономить материалы, электроэнергию, строго соблюдать технологическую дисциплину и правила безопасности труда.
Знакомя учеников с содержанием предстоящих работ в учебной мастерской, можно указать им время, отводимое на эти работы, перечислить темы и разделы и отметить последовательность их изучения. Учащиеся должны знать, что на занятиях в учебной мастерской они будут изготавливать изделия, необходимые школе, подшефному детскому саду, промышленным предприятиям, кфх. Сложность этих изделий от класса к классу возрастает. Сознание нужности своего труда поможет учащимся проникнуться серьезностью к выполняемым работам. Затем учащимся показывают образцы изделий, изготовленных пятиклассниками в прошлом учебном году, объясняют их назначение, сообщают, каким организациям они переданы.
После этого знакомят школьников с отдельными участками мастерской, более подробно останавливаясь на столярном отделении. Дав понятие о рабочем месте, его организации и содержании, учитель объясняет устройство столярного верстака и демонстрирует приемы закрепления заготовок. Полезно сразу после объяснения попросить кого-либо из учеников закрепить заготовку в верстаке, отметив допущенные при выполнении этой работы ошибки. Затем учащимся сообщают правила работы за верстаком и закрепляют эти сведения опросом. Можно также рекомендовать учащимся прочитать в учебном пособии тему «Устройство столярного верстака», после чего провести с ними беседу по этому материалу.
Учитель поочередно берет в руки расположенный на верстаке рабочий инструмент, называет его, объясняет назначение, демонстрирует его хватку. Выясняя в ходе беседы, в каком месте на верстаке и почему должен находиться тот или иной рабочий инструмент, учитель подводит школьников к понятию научной организации труда и получаемому в результате ее применения эффекту. Учащимся объясняют, что правильный выбор каждым работающим за верстаком его высоты в соответствии со своим ростом, а также содержание рабочего места в образцовом порядке оказывают большое влияние на производительность труда и качество выполняемой работы.
Важно, чтобы школьники, начиная с вводного занятия, сознательно овладевали соответствующей технической терминологией. Как показывает опыт, лучше всего это усвоение осуществляется при изучении конкретных объектов. С этой целью в процессе изложения технических сведений учитель должен давать точное определение объектам труда, их свойствам или устройству, используя гостированную терминологию. Чтобы исключить возможность неправильного запоминания технических терминов, которые ученики часто слышат впервые, рекомендуется делать соответствующие записи на доске. Желательно, чтобы учащиеся повторяли их в своих рабочих тетрадях, также пользовались учебным пособием.
Следует отметить, что одним из путей повышения эффективности учебного процесса, активизации познавательной и практической деятельности школьников, развития их технических способностей является решение на занятиях технических задач. В зависимости от поставленной дидактической цели учителю необходимо подбирать для каждого занятия соответствующие технические задачи, как правило, проблемного характера.
Рекомендуется дифференцировать технические задачи для использования их на различных этапах занятия: при подготовке учащихся к изучению нового программного материала, активизации их познавательной деятельности в процессе изучения этого материала, закрепления полученных знаний, выполнения практических работ и т. п.
На этом занятии учащимся сообщают правила внутреннего распорядка в школьной мастерской и общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. В дальнейшем ни один из учеников не может быть допущен к самостоятельной работе без соответствующего инструктажа, обучения практической работе и проверки учителем его знаний по правилам безопасности труда. При объяснении этих правил следует избегать устрашающих примеров, отпугивающих школьников от оборудования и в целом от работы в мастерских.
Изложив с помощью соответствующих видеоматериалов и таблиц общие правила безопасной работы в школьных мастерских, учитель задает вопросы, ответы на которые подразумевают объяснение причин, вызывающих необходимость выполнения этих правил, и убедившись в их усвоении, предлагает учащимся записать их в свои рабочие тетради.
Урок заканчивается распределением общественных обязанностей между учащимися, объяснением их содержания и составлением графика дежурства в мастерской. На втором уроке этого занятия учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.