Сливной бачок для унитаза. Устройство и ремонт

Сливной бачок для унитаза. Устройство и ремонт. Цель. Ознакомить учащихся с принципом действия и устройством поплавковых кранов диафрагменного и поршневого типов. Пояснить наиболее часто возникающие неисправности поплавковых кранов смывных бачков и способы их устранения.

Показать последовательность выполнения работ по замене неисправных деталей новыми, продемонстрировать приемы ремонта отдельных деталей поплавковых кранов. Пояснить процесс регулировки уровня воды в смывных бачках. Дать учащимся рекомендации по выполнению аналогичных ремонтных работ в домашних условиях.

Объект работы.
Смывные бачки, поплавковые краны.

Оснащение занятия.
Смывные бачки (высокорасполагаемый типа «Экономия» или «Эврика», низкорасполагаемый типа «Компакт»); поплавковые краны диафрагменного и поршневого типов; инструменты для выполнения ремонтных работ; необходимые для замены узлы и детали; плакаты с изображением устройства смывных бачков.
Общие методические рекомендации
Начать занятие можно сообщением темы и мотивировкой целесообразности ее изучения. Желательно подчеркнуть, что предлагаемое содержание учебного материала имеет практическую направленность, т. е. полученные знания можно полезно использовать в быту.
Затем можно напомнить учащимся, что смывные бачки — наиболее распространенные промывочные приборы. Преимущество их — в наличии аккумуляторной емкости, заполнение которой водой происходит в 17—18 раз медленнее, чем выливание, что дает возможность использовать подводные водопроводные трубы небольшого диаметра.
Далее учитель рассказывает о типах смывных бачков, применяемых для оборудования туалетных комнат. Говорит, что в настоящее время наиболее широко используются высокорасполагаемые над унитазом бачки типа «Экономия», низкорасполагаемые типа «Компакт» и унифицированные конструкции типа БСН-1. Для промывки унитазов применяются также и смывные краны двух типов — поршневые и диафрагменные. Но сложность конструкции и трудность в обслуживании не обеспечили им широкого распространения.

Сливной бачок для унитаза. Устройство и ремонт
Для того чтобы пояснить принцип действия поплавкового крана. целесообразно сообщить учащимся общие сведения об устройстве и принципе действия смывных бачков на примере одной из конструкций, используя для этого плакат с изображением бачка в разрезе, в сборе и отдельных его деталей. Желательно показать учащимся бачки, выполненные из чугуна, керамики и пластмассы. Полезная емкость бачков — около 6,5 л. Он состоит из коленообразного чугунного сифона, спускного чугунного клапана, подвешенного к стальному рычагу, который вращается на оси, закрепленной в корпусе сифона, а также поплавкового крана поршневого типа, выполненного в виде цилиндра. Такое сочетание демонстраций поможет учащимся в дальнейшем лучше усвоить принцип работы смывного бачка, пояснение которого будет производиться в основном по плакату.
При нажатии на рычаг вода, которая находится в бачке, подается в смывную трубу и образует разряжение в сифоне, в результате чего он снова заряжается и высасывает воду из бачка я течение 4..5 секунд. При удалении воды из бачка поплавок опускается, открывая клапан, через который вода снова поступает в бачок.

Поплавковый кран

Аналогичный принцип действия заложен и в конструкции низкорасподагаемого бачка с керамическим корпусом типа «Компакт». Только спускной клапан у него выполнен в виде груши. При нажатии на рычаг груша поднимается и всплывает на поверхность воды. Через отверстие в спускном клапане вода течет в унитаз. При понижении ypoвня воды в бачке груша опускается в сливную воронку и плотно закрывает отверстие спускного клапана.
Следует обратить внимание учащиеся на то, что в рассмотренных конструкциях смывных бачков имеются два взаимосвязанных клапанных механизма: один — для заполнения бачка водой и другой — дли ее спуска в смыаную трубу. Принцип действия их одинаков, и отличаются они лишь формой и размерами деталей.
Знания об устройстве и принципе действия смывных бачков будут более прочными, если учитель сможет организовать практический показ работы смывных бачков с подключенном их к водопроводно-канализационной системе.
Затем следует объяснение возможных неисправностей в работе смывных бачков, например утечки воды из бачка. Определяют ее так: снимают хрышку бачка, сбрасывают воду нажатием на рычага; если через 5…20 секунд начинается утечка воды в унитаз, то неисправен спускной клапан, а если же — через 30. .120 секунд, то неисправность следует искать в поплавковом кране. Кран и клапан должны работать бесшумно, быстро (не более чем за 120 с) заполнять бачок водой до нужного уровня и обеспечивать герметичность перекрытия после заполнения. Нужный уровень заполнения бачка регулируют путем изгиба рычага, на котором крепится поплавок Продолжающееся поступление воды в бачок свидетельствует об износе или повреждении уплотнительной прокладхи, диафрагмы или седла крана. Для устранения таких неисправностей поплавковый кран нужно разобрать, заменить прокладку иди диафрагму, а если требуется — то и отремонтировать седло.
При пояснении желательно указать, что а смывных бачках применяются два типа поплавковых кранов: диафрагменный и поршневой. Герметичность перекрытия в них обеспечивается соответственно резиновой диафрагмой и прокладкой. При изнашивании резиновую деталь необходимо извлечь из корпуса крана я заменить новой. Изготовить ее можно нз резины средней твердости толщиной 1.5…2.0 мм. Следует обратить внимание также и на такую возможную неисправность, как не герметичностъ пластмассового поплавка, когда в него через образовавшиеся трещины попадает вода. Удалив ее из поплавка вытряхиванием, трещины заплавляют электрическим паяльником. заделывают элоксидным клеем или липкой полихлорвиниловой лентой. Непригодный для ремонта поплавок можно заменить самодельным, изготовив его из пенопласта.
Учитель показывает учащимся изношенные детали и поясняет способы их ремонта или замены новыми. Подчеркивает, что текущий ремонт смывных бачков в домашних условиях выполняется без их снятия. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо закрыть кран на подводной трубе, установить точно причину неисправности, подготовить нужные для ремонта детали, материалы и инструменты, организовать рабочее место, убрать из помещения все, что будет мешать работе. Выполняя разборку какого-либо узла, необходимо хорошо запомнить взаимное расположение дета¬лей, чтобы после ремонта правильно их собрать. Следует предо¬стеречь учащихся, что приложение чрезмерных усилий к деталям из пластмассы и керамики может привести к их повреждению. Приступать к испытанию отремонтированного смывного бачка можно, лишь окончательно убедившись в правильности сборки всех его деталей.
В заключение можно сообщить учащимся, что в научно-исследовательском институте, санитарной техники г. Киева разработана конструкция низкорасполагаемого смывного бачка типа БСН-1, который принципиально отличается от рассмотренных ранее. Бачок не имеет запорного клапана, усовершенствован поплавковый кран, увеличена площадь и плавучесть поплавка, что способствует более надежному запиранию поплавкового клапана, существенно уменьшены число деталей и их масса. Такой бачок надежен в работе и не требует ремонта в течение всего установленного срока эксплуатации.
Самостоятельные практические работы учащихся по данной теме программой не предусмотрены ввиду сложности их организации. Поэтому учитель может ограничиться лишь демонстрациями работ по замене и ремонту поплавкового крана, регулировке уровня воды и подгонке выпускного клапана. Для этого потребуется организовать рабочее место на базе слесарного верстака и оснастить его всем необходимым для выполнения ремонтных и регулировочных работ по теме. Если же учитель сможет подобрать нужное число объектов, то практические работы по теме можно организовать по звеньям. Необязательно каждому звену давать для ремонта смывной бачок в комплекте. Можно подобрать отдельные узлы или детали, требующие ремонта, например поплавковый кран в сборе (замена диафрагмы), поплавок (заделка трещин), запорный клапан (устранение неплотностей прилегания деталей) и т. п.
Далее следует дать учащимся рекомендации по выполнению аналогичных ремонтных работ в домашних условиях, указав их последовательность:
1) снять крышку бачка, привести в действие пусковое устройство и определить его состояние;
2) проверить действие наполнительной и спускной арматуры;
3) при неисправности поплавкового крана вода продолжает поступать в заполненный бачок. Для определения герметичности поплавка и правильной регулировки крана рычаг его необходимо слегка приподнять вверх. Если течь прекратилась, значит неправильно отрегулирован клапан или потерял плавучесть поплавок;
4) при постоянном вытекании воды из бачка осмотреть детали спускного клапана: посадка клапана (груши) в седло должна быть плавной, без заеданий и перекосов; седло на ощупь должно иметь ровную без заусенцев и раковин поверхность; резина клапана должна быть эластичной; гофрированная трубка бачков с гибким сифоном не должна иметь трещин.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что начинать ремонтные работы смывного бачка при неисправном запорном вентиле категорически запрещается.
В заключение желательно обобщить знания учащихся по теме и напомнить последовательность работ по разборке и сборке поплавкового крана, ремонту его отдельных деталей, используя при этом метод беседы с соответствующими дополнениями и пояснениями.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.