Сборка изделия из древесины и его отделка. Урок

Сборка изделия из древесины и его отделка. Урок. Цель. Ознакомить учащихся со сверлением, предварительной отделкой древесины и сборкой изделия с помощью гвоздей, сформировать первоначальные умения и навыки выполнения этих операций.
Объект работы. Подставка для комнатных растений.
Оснащение занятия. Образцы готового изделия (для демонстрации), измерительные линейки, угольники, рашпили, шлифовальная шкурка разной зернистости, карандаши, шила, ручные дрели, спиральные сверла 0 1,9 мм, молотки, гвозди (01 мм, длина 40 мм), кисточки, водные красители; таблица с техническим рисунком изделия; таблицы «Сверление и отделка древесины»; детали изделия.

Методические рекомендации

В начале урока путем опроса закрепляют теоретические знания, полученные учащимися на предыдущем занятии. Затем предлагают нескольким ученикам продемонстрировать приемы пиления древесины. Остальные школьники внимательно следят за правильностью их выполнения, отмечают допущенные ошибки. Повторение следует организовать так, чтобы подготовить учащихся и к изучению новой темы. Учитывая, например, что тема занятия связана с отделкой поверхностей деталей из древесины и сборкой изделий, целесообразно вспомнить во время повторения способы обработки поверхностей, соединения деталей из древесины и т. п. При этом исходят из того, что часть сведений известна ученикам из начальной школы.
Закончив подготовительную часть, учитель объявляет цель занятия и содержание практической работы. Отмечает, что она состоит из двух этапов: предварительной отделки изготовленных деталей, проверки их размеров и качества и сборки изделия на гвоздях.
Учащимся объясняют значение отделочных и сборочных работ в общем технологическом процессе, подчеркивая, что во многом они определяют качество изделия.
Объяснив пятиклассникам назначение отделки древесины, учитель раскрывает ее содержание. Учащихся знакомят с устройством рашпиля, приемами зачистки поверхности деталей рашпилем и шлифовальной шкуркой.
Учитель демонстрирует приемы зачистки рашпилем, обращая особое внимание на правильную хватку инструмента и рабочую позу (положение ног и корпуса работающего). Учащихся предостерегают от чрезмерного надавливания на рашпиль во избежание откалывания от детали щепок.
Пятиклассники должны усвоить основные правила безопасности труда при выполнении этой операции. Затем учитель показывает учащимся различную по зернистости шлифовальную шкурку, объясняет ее применение, показывает приемы зачистки. Обычно шкурку обертывают вокруг деревянных брусков — это облегчает и ускоряет работу. Однако предпочтение желательно отдавать специальным шлифующим устройствам, сконструировать и изготовить которые можно предложить самим учащимся.
Перед выполнением практической работы учитель объясняет ее содержание на образце, показывает, какие поверхности следует зачищать рашпилем и шлифовальной шкуркой, дает рекомендации по зачистке кромок деталей. После окончания работы и проверки качества изделия учитель в ходе беседы с учащимися выясняет, какие они знают способы соединения деталей из древесины, и просит привести примеры их применения.
Учащиеся приходят к выводу, что одно из самых распространенных соединений — соединение гвоздями. После этого учитель демонстрирует различные по форме и размерам гвозди, объясняет их устройство и назначение отдельных элементов. Конечно, все дети знают, для чего служит слесарный молот, поэтому учитель кратко называет его основные части и правила работы им. На приемах забивания гвоздей останавливается подробнее, правильно объясняя, как удержать гвоздь перед его забивкой, какими должны быть направление и сила удара инструментом, правила безопасности труда. Очень важно, чтобы школьники научились выбирать правильно гвозди в зависимости от размеров соединяемых деталей. Поставив перед учащимися вопрос: «Как предотвратить раскалывание планки при забивании в нее гвоздя на небольшом расстоянии от ее торца?» — можно проверить, как они усвоили изучаемый материал.
Внимание учащихся обращают на то, что соединение при помощи гвоздей основано на использовании сил трения. Можно предложить школьникам объяснить, что же служит источником этих сил и почему забитый гвоздь трудно извлечь из древесины даже с помощью клещей.
Учащиеся должны самостоятельно определить размеры гвоздей для соединения деталей изделия. В соответствии с полученными ранее рекомендациями они устанавливают, что их размеры должны быть такими: диаметр — 2 мм, длина — 40 мм. Определяют они и количество гвоздей для сборки подставки (8 штук) и их расположение (по центру реек от торца на расстоянии, равном половине ширины ножки, т. е. 20 мм).
Произведя с помощью технического рисунка изделия разметку положения реек относительно ножек, учащиеся накалывают на них шилом центры отверстий под гвозди.
При изложении технико-технологических сведений о сверлении вначале можно дать учащимся понятие об отверстии, отметив при этом, что чаще всего детали и изделия имеют отверстия цилиндрической формы, рассказать о сквозных и не сквозных (глухих) отверстиях, показать применяемый для сверления отверстий инструмент, объяснить устройство спирального сверла.
Далее учащимся рассказывают о назначении и устройстве коловорота и ручной дрели, способах крепления сверл в патроне, демонстрируют приемы сверления. Учащимся уместно задать вопрос: как предотвратить образование рваных краев на выходе сверла? Сделав обобщающий вывод, учитель предлагает выполнить упражнения по сверлению и лишь затем просверлить отверстия в рейках.
При планировании занятий следует учитывать, что действующая программа трудового обучения в V—VII классах предусматривает изучение элементов машиноведения не отдельной темой, а в непосредственной связи с технологией обработки древесины и металла. Поэтому при объяснении устройства, например, ручной дрели или винтового механизма столярного верстака надо ознакомить учащихся с основными деталями машин, их соединениями, передачами, механизмами. Конечно надо иметь в виду, что начальные представления о них учащиеся получили еще в I—IV классах. Поэтому эту часть занятия целесообразно проводить не в виде объяснения, а как беседу, в которой актуализировать имеющиеся у пятиклассников знания. Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что ряд деталей (валы, оси, крепежные детали и т. п.) многократно повторяются в различных изделиях и машинах. Тем самым школьников вплотную подводят к понятию «типовые детали». Далее можно совместно с учащимися проанализировать устройство отдельных типовых деталей, обратив внимание на их конструктивные элементы. Желательно установить взаимосвязь изучаемого материала с внеклассной работой учащихся, в частности с их занятиями в технических кружках. Качественному проведению занятий будет также способствовать демонстрация учителем специально подготовленных наборов типовых деталей, передач, механизмов, их графических изображений.
Работу по сборке изделия необходимо организовать так, чтобы пятиклассники могли проявить как можно больше самостоятельности. По мере выполнения задания учитель предлагает учащимся, используя технический рисунок, проверить друг у друга качество сборки изделия и сделать заключение о его пригодности.
Заключительный этап занятия — отделка изделия. Учитель обращает внимание учащихся на то, что все изделия из древесины, как правило, покрыты красками или лаками, и задает вопрос: «Для чего это делают?» Учащиеся приходят к выводу, что отделка лакокрасочными покрытиями предотвращает разрушение древесины, делает изделие прочным и красивым.
Учитель напоминает учащимся, что отделка древесины состоит из двух основных операций: подготовки поверхности к отделке (предварительная отделка) и покрытия поверхности красками и лаками (окончательная отделка). Предварительную отделку деталей учащиеся выполняли на предыдущем занятии, зачищая их напильником и шлифовальной шкуркой. На этом занятии учащиеся должны будут выполнить окончательную отделку.
Далее учитель дает учащимся понятие о непрозрачной и прозрачной отделке. На этом занятии будет производиться непрозрачная отделка, крашение изделий.
Здесь же можно ознакомить учащихся с текстурой разных пород древесины, ее использованием в отделочных работах, влиянием на эстетичность изготавливаемых изделий.
Учащимся сообщают первоначальные сведения о красителях древесины, отмечают, что изготовленное изделие будет окрашено водным раствором красителя. Учитель перечисляет красители, которые можно приготовить на водной основе (акварель, гуашь, цветная тушь), и кратко характеризует каждый из них. Затем дает рекомендации по приготовлению водных красителей: показывает, как следует разбавлять их водой, поясняет, сколько и для чего добавляют в краску клея, какой густоты должна быть краска, как правильно наносить ее на изделие. Движение кисти по поверхности изделия должно быть равномерным, а толщина наносимого слоя краски — минимальной. Чтобы краска распределялась равномерно, поверхность изделия рекомендуется смачивать водой. Качество отделки будет значительно выше при вторичном окрашивании, предварительно просушенной поверхности.
Особое внимание обращают на правила безопасности труда во время работы с красителями.
Учитель знакомит учащихся с профессиями рабочих, занятых в деревообрабатывающем производстве, в содержание труда которых входит сверление и отделка древесины. Приводит примеры выпускаемой ими продукции, рассказывает о необходимости высокой технической подготовки, сложном инструменте и оборудовании, с которым они работают.
После того как учащиеся закончат работу, учителю рекомендуется предложить им проконтролировать друг у друга качество готовых изделий. Можно перечислить, а еще лучше записать на доске критерии, по которым оценивается качество отделки. Сюда можно включить: отсутствие задиров на изделии, вмятин и раскалывания древесины, выступания гвоздей, неплотное прилегание деталей друг к другу, неравномерный и неодинаковый цвет поверхности изделия и т. п.
На этом занятии создаются особенно благоприятные условия для эстетического воспитания школьников. Перед тем как начинать отделку изделия, учителю следует попросить учащихся высказать свои предложения по выбору цвета окраски. Эти предложения следует внимательно выслушать и объяснить целесообразность использования того или иного цвета или их сочетания. Следует добиваться, чтобы изделие радовало учащихся своей аккуратной отделкой — это формирует чувство красивого.
В заключение учитель совместно с классом выставляет оценки за выполненную работу и подводит итоги прошедших занятий. В ходе беседы учащиеся вспоминают, какие операции по обработке древесины они усвоили и какой инструмент и приспособления применялись при их выполнении, с какими рабочими профессиями деревообрабатывающего производства они познакомились.

0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.