Разметка и пиление древесины. Урок

Разметка и пиление древесины. Урок. Цель. Ознакомить учащихся с процессом разметки и пиления древесины, сформировать первоначальные умения и навыки выполнения этих операций. Дать представление о профессиях рабочих, выполняющих разметку и пиление древесины.
Объект работы. Подставка для комнатных растений.
Оснащение занятия. Образцы готового изделия (для демонстрации), измерительные линейки, угольники, шила, карандаши, шерхебели, рубанки, ножовки, стусла, таблица с технологической картой изготовления деталей изделия, таблицы «Разметка и пиление древесины», заготовки для деталей изделия.

Методические рекомендации

Занятие рекомендуется начать с закрепления знаний учащихся по теме предыдущего урока. С этой целью можно провести беглый опрос пятиклассников: «Что необходимо знать о детали для ее изготовления? Какие виды графических изображений вы знаете? Какое графическое изображение называют техническим рисунком? чертежом? эскизом? Чем они отличаются друг от друга? В каких случаях применяется строгание? Какой инструмент используют при строгании? Из каких основных частей состоит рубанок? Как надо правильно его держать? Покажите, какой должна быть рабочая поза при строгании. Перечислите основные правила безопасности труда при строгании». Выслушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.
Затем учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструментами, применяющимися для разметки и пиления древесины, в процессе изготовления изделия освоить приемы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения строгания.
Излагая технические сведения, учитель отмечает, что разметка — ответственная операция, от ее точности зависит качество получаемого изделия, а также количество расходуемого материала. Учащимся разъясняют сущность разметки, ее разновидности, устройство шила, угольника, измерительной линейки, демонстрируют приемы нанесения прямых линий карандашом и шилом с помощью линейки, угольника, обращают внимание на правила безопасной работы этими инструментами. Рекомендуется предложить учащимся в виде упражнений нанести карандашом и шилом на кусочке доски или фанеры несколько параллельных и перпендикулярных линий. Учитель должен контролировать их выполнение, соблюдение правил безопасности труда, своевременно указывать ошибки, исправлять их.
Затем учащимся предлагают разметить заготовки реек для основания и ножек подставки (см. технологические карты 1 и 2, п. 4). На этом этапе урока учитель должен обратить особое внимание на организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, соблюдение правил безопасности труда. В случае выявления однотипных ошибок следует остановить работу и провести текущий инструктаж. В ходе его учащимся сообщают, какие виды брака могут встречаться при разметке заготовки из-за неправильного выполнения тех или иных приемов, объясняют причины возникновения брака и пути его предупреждения. Особо надо отметить, что некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей. В конечном итоге это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда. Таким образом учащихся подводят к выводу о том, что профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной, она требует глубоких технических знаний для работы со сложными приборами и приспособлениями, высокопроизводительным инструментом. После того как учитель убедился, что учащиеся правильно выполнили разметку, он дает им разрешение на строгание второй пласти и кромки заготовок.
Изложение технико-технологических сведений о пилении древесины учитель начинает с того, что сообщает учащимся, что этот вид обработки один из самых распространенных. Он подкрепляет этот вывод конкретными примерами: от получения пиломатериалов до изготовления любого изделия из древесины.
Учащихся знакомят с профессиями рабочих деревообрабатывающего производства, составной частью труда которых является пиление древесины, и прежде всего с профессиями плотника и столяра. Приводит примеры выпускаемой ими продукции, рассказывают о необходимости высокой технической подготовки и сложном инструменте и оборудовании, с которым они работают.
Затем учитель останавливается на устройстве простейшего инструмента — столярной ножовки, принципе работы ею, форме и размерах зубьев, их заточке и разводке. Надо показать учащимся ножовку как с разведенными, так и неразведёнными зубьями, объяснив необходимость их разводки. Это легко сделать, изобразив на доске схему пиления древесины ножовкой.
Опираясь на изложенный материал, учитель рассказывает о поперечном, продольном и смешанном пилении. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, почему при разных видах пиления используют пилы с неодинаковыми по форме зубьями. Учитель демонстрирует таблицу с изображением элементов зубьев пилы, объясняет устройство режущей части полотна, особо подчеркивая, что каждый зуб является самостоятельным резцом.
В заключение можно предложить учащимся определить направления рабочего движения при работе пилами различного назначения и установить, почему при разных видах пиления древесины к инструменту требуется прилагать различные усилия. Анализируя форму зубьев пилы и направление движения инструмента, пятиклассники с помощью учителя приходят к выводу, что пилы для продольного и смешанного пиления режут древесину только в одном направлении — при движении от себя, т. е. вперед, а пилы для поперечного пиления — как при движении вперед, так и назад.
Затем учащиеся приступают к практической работе. Перед началом ее учитель напоминает, как правильно закреплять заготовку на столярном верстаке, показывает, как держать ножовку и делать первоначальный запил. Демонстрирует рабочую позу, объясняет, каким должен быть ритм движений на разных этапах работы, как выправить отклонение ножовки от линии пропила и заканчивать пиление, почему при пилении линия пропила должна идти рядом с линией разметки, оставляя последнюю на заготовке, какие правила безопасности труда необходимо соблюдать во время работы.
Отмечая сложности выполнения отдельных операций по обработке материалов, учитель останавливается на роли приспособлений в технологическом процессе. Применение их позволяет повысить производительность труда, улучшить качество изделий, сделать труд более интересным и менее утомительным. Можно назвать некоторые из приспособлений, которые будут использовать и ученики в своей работе, объяснить их назначение и устройство.
Убедившись, что учащиеся усвоили правила безопасности труда, учитель разрешает им приступить к выполнению задания: по предварительно выполненной разметке произвести пиление заготовок вначале по длине, а затем по ширине.
Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приемов, соблюдением правил безопасности труда и т. д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.
Кроме навыков правильных трудовых действий, у учащихся должны быть сформированы умения оценивать качество выполнения отдельных операций. Отчасти это можно осуществить путем проведения специального инструктажа во время практической работы. Однако один учитель не в состоянии оказать необходимую помощь каждому ученику в выявлении и устранении сделанных ими ошибок. Практика показывает, что одним из эффективных методических приемов, способствующих достижению этой цели, является организуемый учителем взаимоконтроль учащихся. Например, при изготовлении ножек и реек подставки школьники могут с помощью измерительной линейки проверить соответствие размеров изготавливаемых ими деталей указанным на чертеже, с помощью угольника — наличие прямых углов и т. п.
Распилив заготовки по длине и ширине, учащиеся согласно технологическим картам 1 и 2 выполняют их разметку и строгание под заданный размер необработанных кромок. Однако, прежде чем приступить к последней операции, они должны проверить правильность разметки.
В конце занятия учитель вместе с несколькими учащимися (они выполняют функции контролеров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.
С целью закрепления знаний можно рекомендовать учащимся выполнить домашнее задание: проверить свои знания, ответив на вопросы для самопроверки, приведенные в учебном пособии.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.