Работа с натуры. Лепка. Кружок. Второй год занятий

Работа с натуры. Лепка. Кружок. Второй год занятий. Автор: Н. С. Боголюбов. На втором году занятий программой предусмотрено дальнейшее развитие приобретенных навыков и повышение уровня полезных знаний. У детей возрастает работоспособность и в значительной мере совершенствуется умение лепить форму правдоподобней, чем это было раньше.

Работа с натуры

Работа с натуры в принципе остается той же работой «по поводу натуры», но с повышенными требованиями. Дети теперь лепят овощи и фрукты, не только для того, чтобы научиться передать пропорции, но и для сравнения их по величине и характерным формам. Яблоко должно существенно отличаться от помидора, свекла — от яблока и луковицы и т. п. В качестве наглядных пособий лучше выставлять, если есть возможность, натуральные овощи и фрукты, они вызовут у детей большую эмоциональную реакцию, чем бутафория. Нельзя допускать при натурной лепке изобилия образцов (фруктов и овощей) и их беспорядочного расположения. Это может дезориентировать детей. Надо отобрать минимальное количество образцов: контрастных по характеру и выразительных по форме.
Методы работы могут быть теми же, что и в первый год занятий. По прежнему хорошим стимулом для ребят служит показательная работа руководителя над тем же заданием. Этот стимул на втором году занятий приобретает даже большую значимость для детей.
Если дети самого младшего школьного возраста, подражая взрослому, скорее просто имитируют его поведение, то ребята постарше уже выбирают для подражания более тонкие и сложные действия.
В работе над рельефом «Листья» ставятся уже более сложные задачи. Руководитель в начале занятий напоминает детям общую технологию производства рельефа и затем, на удачном образце, доходчиво объясняет смысл распределения глубин объемной формы. В отличие от первого года занятий здесь повышаются требования к сокращенным по глубине формам рельефа (рис.). .


Однако, как показывает практика, от руководителя требуется умение, большой такт и чутье, чтобы не превысить и не занизить требования. Он должен считаться с еще несовершенным зрительно-двигательным аппаратом детей, который не позволяет им точно воспроизвести реальную форму. И все же дети уже имеют более выраженные способности по сравнению с семилетними.
Задание на сопоставление предметов по величине имеет целью формирование у детей глазомера. Выполняя одновременно ведро и кружку, дети должны набраться терпения и внимательно, сначала на глаз, а затем меркой определить сколько раз кружка (она и служит меркой) уложится по высоте ведра и по его ширине. Определив таким способом соотношения предметов, дети могут начать лепку с кружки. Потом, уточнив (возможно, потребуется подсказка руководителя) размеры ведра, дети пере¬ходят к лепке его формы. Нужно часто напоминать детям, чтобы они её выходили за рамки намеченных пропорций.
После лепки ведра и кружки можно дать более сложное задание — вылепить яблоко и блюдце. За меру измерения можно взять или высоту блюдца, или диаметр его нижнего основания, однако непосредственно глазомер должен оставаться главным средством в определении размеров.

0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.