Работа с натуры. Лепка. Кружок. Третий год занятий

Работа с натуры. Лепка. Кружок. Третий год занятий.  Автор: Н. С. Боголюбов. Работа с натуры у датей второй и третьей групп обретает особый оттенок. Этим детям уже свойственно лепить поверхность объекта с детальной проработкой, но тектонические отношения большой формы ими воспроизводятся еще не всегда на должном уровне. Отсюда необходимость повышать требования к передаче характера изображения, с одной стороны, а с другой — предлагать задания для развития скульптурного чувства формы.


В первом задании — лепке двух яблок, круглого и удлиненного, контраст двух форм невольно вынуждает детей сосредоточиться на тектонических отношениях и характере изобража¬емых объектов. Желанию детей загладить поверхность формы для того, чтобы придать ей натуральный вид, препятствовать не надо.
Во втором задании — работа над рельефом — важно, чтобы предварительный эскиз на бумаге соответствовал по величине формату будущего рельефа. В пределах установленного формата дети должны, согласно программе, разместить (скомпоновать) листья, которые переносятся на глину стекой и затем лепятся объемно.
Лепка рельефа для всех групп кружковцев должна сопровождаться повышенным требованием более четкого распределения планов и более точной передачи характера предметов.
В третьем задании — лепка крынки — дети должны передать основные пропорции сосуда, соблюдая симметричность его боковых контуров. Полезно обратить внимание кружковцев на возникновение формы крынки или кувшина. По мнению великого скульптора Огюста Родена, эта форма есть не что иное, как стилизованный человеческий торс. Такая аналогия всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию, потому что детям всегда, интересно в обычном видеть необычное. Если дети захотят внести в предложенную форму свои изменения (приделать ручку, увеличить горлышко, усилить пластику) с этим еще можно согласиться. Но не следует занятия с натуры превращать в работу по памяти и представлению. Доминировать должна четко поставленная задача.
Четвертое задание — лепка с живой натуры — может выполняться с домашних животных. Если такой возможности нет, то надо использовать чучела животных и птиц. Перед детьми нужно поставить задачу — самостоятельно выбрать позу и движения того или иного объекта. Объяснить при этом, что в скульптурном решении пригодны не все движения, а только характерные, завершенные (но не переходные). Изображаемое животное не должно, скажем, находиться в состоянии прыжка. Оно или готовится к прыжку, или находится в моменте его завершения. То же относится к птицам: нельзя их изображать в состоянии полета.
На данном этапе занятий очень важна лепка животных в движении. Дети еще не избавились от статичной манеры в передаче живых объектов, которая, как отмечает один из исследователей, «всегда замкнутая в себе, отдельная вещь. Для нее свойственно типично фронтальное построение, «развернутые, с одной стороны, симметричные соотношения всех ее форм». Но кружковцев уже не устраивает лаконичность и крайняя простота формы. У многих из них внимание, раньше обращенное в основном на процесс творчества, уже переносится на его непосредствен¬ный результат. «Постепенно из общего символа — предмета этот продукт превращается в индивидуальную вещь, единственную и неповторимую»3. Этот момент надо использовать в занятиях (рис.).


Дети уже начинают осознавать трехмерность предметов, не только в общих блоках формы, но и в моделировке ее поверхности. Рельеф поверхности воспринимается ими уже как самостоятельная разновидность лепки, обладающая пластическими свойствами. Однако за лепкой деталей они еще забывают большую форму, т. е. сочетание отдельных блоков в едином целом (общий абрис). Поэтому, поощряя склонность некоторых детей к правдоподобной трактовке деталей, руководитель должен сле¬дить за тем, чтобы за конкретной лепкой не исчезла конструкция общего абриса. Этим часто грешат работы детей данного возраста (рис.).


Что касается отстающих кружковцев, например, не проявляющих интереса к детальной проработке ^изображаемых объектов, то требования к ним должны ограничиваться более точным воспроизведением тектонических отношений форм и количественным усложнением композиций.

0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.