Планирование работы по изготовлению изделий из фанеры и древесины. Разметка

Планирование работы по изготовлению изделий из фанеры и древесины. Разметка.

Цель.
Привлечь учащихся к планированию работы по изготовлению изделий. Расширить понятие о разметке.

Объект работы.
Ящик для классной доски (рис. 7). Варианты: кормушка для птиц (рис. 8), полка для телефона (рис. 9), коробка для спичек (рис. 10), плафонодержатель (рис. 11) и др.

Детали ящика Чертежи изделий

Примечание. 1.
Для классов, работающих по варианту 1 (6 ч — 3 занятия), в качестве объекта труда в этом случае рекомендуется менее трудоемкое, чем ящик для классной доски, изделие, например, стойка для бумаг и газет, коробка для спичек.
На первом занятии учащиеся составляют план работы н выполняют разметку заготовки, на втором — строгание и пиление и на третьем — сборку и отделку изделия.
Ознакомление учащихся с кинематическими схемами и массовыми профессиями рабочих по обработке древесины (за исключением столяра и плотника) в этом случае можно не проводить. Можно также отказаться и от отделки изделия выжиганием и покрытия лаком.
Если в качестве объекта труда выбран ящик для классной доски, то работу рекомендуется спланировать так, чтобы одно изделие изготавливали два учащихся.

2. В школах, работающих по варианту 2 (8 ч — 4 занятия), в качестве объекта труда может быть выбран ящик для классной доски. На первом занятии рекомендуется провести планирование работы по изготовлению изделия и разметку заготовок, на втором — выполнить строгание и пиление, на третьем — сверление отверстий и отделку деталей, на четвертом — сборку и отделку изделия. С целью экономии времени из содержания технических сведений можно исключить те же вопросы, что и в п. 1.

Оснащение занятия. Образцы готовых изделий (для демонстрации), рейсмусы, измерительные линейки, угольники, шила, карандаши, рубанки, таблицы с техническим рисунком изделия и технологическими картами изготовления его деталей, чертежи деталей, фильм «Производство фанеры», заготовки (рейка 15x30x180 мм, доска 15X95X170 мм, фанера 5X170X350 мм).

Методические рекомендации

Начальные знания о фанере учащиеся получили, работая с этим материалом в младших классах. Поэтому сейчас целесообразно обратить их внимание на ее строение и технологию изготовления. Для этой цели можно испольовать фильм «Производство фанеры» или предложить учащимся ознакомиться по учебному пособию с технологией изготовления шпона и фанеры (рис. 6, 7) и ответить на вопросы для самопроверки по этой теме. Целесообразно объяснить учащимся причину высокой прочности фанеры, сравнить ее свойства со свойствами пиломатериалов, привести примеры применения.
К этому занятию учитель уже имеет представление об индивидуальных особенностях учащихся класса. Поэтому можно считать оправданным планирование одновременного изготовления в классе не одного, а нескольких изделий, различных по сложности. Рекомендуется предоставлять учащимся возможность самим выбирать посильный и интересующий их объект труда.
Учащимся предлагают различные объекты труда (приведенные далее методические рекомендации даны на примере ящика для классной доски). Ставится задача: сконструировать и изготовить ящик для классной доски. В ходе коллективного обсуждения учащиеся обосновывают необходимость изготовления этого изделия.
Далее учащиеся в ходе беседы устанавливают требования, предъявляемые к этому объекту. Они могут быть сформулированы, например, так: 1) мел и губка не должны выпадать из ящика на пол; 2) мел и губку должно быть удобно убирать в ящик и вынимать из него; 3) мел и губка не должны храниться вместе, так как мел намокает от соприкосновения с мокрой губкой; 4) ящик должен иметь красивую форму; 5) изготовление ящика должно быть несложным.
Учащиеся с помощью учителя анализируют существующие конструкции ящика для классной доски, вносят свои предложения по его усовершенствованию или принимают решение создать новый. В результате обсуждения принимается окончательный вариант конструкции изделия (см. рис. 7).
Во время обсуждения конструкции ящика для классной доски учащиеся устанавливают, что он состоит из шести плоских деталей (рис. 12). Используя образец изделия и чертеж его деталей, учащиеся коллективно определяют их геометрические формы, расположение относительно друг друга, размеры.
Учащимся предлагают самостоятельно выполнить эскиз детали призматической формы с 2—3 элементами. Такой деталью в изготавливаемом ящике является его боковая стенка.
Используя методические рекомендации к занятию 2, учитель организует с учащимися обсуждение плана работы по изготовлению ящика. Результатом коллективного труда могут быть учебные технологические карты 3, 4, 5.
На предыдущих занятиях учащиеся были ознакомлены с основными сведениями о разметке. Они также выполняли разметку деталей прямоугольной формы по чертежу с помощью линейки и угольника. Поэтому вначале можно восстановить в памяти учащихся эти сведения, задав им соответствующие вопросы и предложив продемонстрировать ранее освоенные приемы, а затем расширить их понятия об этой операции. Учитель отмечает, что выполняемая учащимися разметка по чертежу с помощью линейки и угольника является малопроизводительной. Далее он предлагает учащимся подумать о том, как сделать ее более производительной. Опираясь на знания, полученные в начальной школе, учащиеся делают вывод, что разметку можно быстрее выполнить с помощью копировальной бумаги и шаблонов. Убедиться в этом на практике учащиеся смогут, выполняя по шаблону разметку дна, средней, задней и боковых стенок ящика.
Далее учащимся предлагают, используя знания, полученные на уроках математики, провести на заготовках из обрезков досок несколько параллельных линий с помощью измерительной линейки, угольника, карандаша или шила. Проверяя вместе с учащимися качество выполненной работы, учитель отмечает, что не все построенные линии параллельны; времени же на эту работу затрачено довольно много. Он поясняет, что при выполнении разметки часто возникает необходимость в быстром и качественном нанесении линий, параллельных ребрам и поверхностям заготовок, и показывает, как это делается с помощью рейсмуса. Применение его значительно сокращает время на разметку, а нанесенные на заготовку линии строго параллельны. Учащихся знакомят с устройством рейсмуса, приемами его установки на заданный размер и предлагают выполнить упражнения по установке рейсмуса на заданный размер и нанесению на заготовку параллельных линий.
Опыт показывает, что разметка рейсмусом дается учащимся труднее, чем другими инструментами. Она вызывает трудности особенно в том случае, если заготовка не закреплена. Часто учащиеся при подготовке рейсмуса к работе слабо зажимают клин, вследствие чего при разметке получаются волнистые, непараллельные линии. Учитель подчеркивает, что перемещать рейсмус надо в направлении на себя, а не наоборот; колодку рейсмуса при разметке немного наклонять в сторону движения, что препятствует задиранию волокон древесины шпилькой.
В процессе объяснения этого материала можно предложить учащимся ознакомиться по учебному пособию с устройством разметочного инструмента и приемами выполнения с его помощью разметки (см. с. 25—26 уч., рис. 18…20).
Тема занятия представляет учителю возможность для экономического воспитания учащихся. Что выгоднее: сделать три детали ящика (дно, средняя и задняя стенки) из одной фанерной заготовки или из двух? Сколько древесины нужно для изготовления боковых стенок ящика из одной и из двух заготовок? Отвечая на эти вопросы, учащиеся, по существу, производят выбор заготовок для всех деталей изделия.
На атом занятии, как и на других, важно уделять внимание эстетическому воспитанию учащихся. Нужно стремиться к тому, чтобы изготавливаемые изделия отличались соразмерностью частей, изяществом, целесообразной окраской, технологичностью, удобством при пользовании.
Практическое задание на это занятие может быть, например, таким: 1) проверить размеры заготовок; 2) прострогать пласть и кромку заготовок для изготовления передней и боковых стенок ящика; 3) разметить заготовки (эта работа будет соответствовать пунктам 1, 2, 3, 4 технологических карт 3, 4 и пунктам 1, 2 технологической карты 5).

Изготовление передней стенки

Изготовление боковых стенок

Изготовление дна, средней и задней стенок
Во время самостоятельной работы учащихся учитель внимательно следит за их действиями. Как и на предыдущих, занятиях особое внимание должно уделяться правилам безопасности труда.
Заканчивается занятие подведением его итогов, оценкой работы учащихся.

0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.