Отделка изделий из металла

Отделка изделий из металла

Цель.
Сформировать у учащихся навыки отделки поверхностей плоской детали.

Объект работы. Угольник слесарный 90 — градусный

Оснащение занятия.
Чертежи изделия; заготовки; контрольные угольники; штангенциркули; наборы слесарного инструмента; шлифовальная шкурка; деревянные бруски размером 120x90x20 мм.

Общие методические рекомендации
Важно так продумать и организовать работу, чтобы большинство учащихся смогли полностью закончить изготовление угольника на этом занятии. Для этого еще до начала занятия желательно определить объем работы по каждому угольнику и решить, кто из учащихся не справится с работой без посторонней помощи, какие инструменты и материалы следует подготовить дополнительно.
Вводный инструктаж. Учащиеся не всегда понимают, какое значение имеет отделка, как она выполняется. Это можно рассмотреть в ходе беседы по таким, например, вопросам: с какой целью проводят отделочную обработку? Почему при обработке напильником стремятся все штрихи (следы обработки напильником) направить вдоль обрабатываемой поверхности? Каким напильником следует выполнять окончательную обработку поверхностей? Почему личной напильник следует периодически чистить? Что предпринять, чтобы личной (бархатный) напильник меньше засорялся стружкой? (На рабочие поверхности нанести мел.) Почему шлифовальная шкурка режет металл?
Комментируя ответы учащихся, желательно демонстрировать приемы отделки поверхностей напильником. При этом важно показать, как изменяется качество обработанной поверхности в зависимости от положения напильника по отношению к обрабатываемой поверхности от усилия, с которым осуществляется нажим на напильник, от положения рук работающего и пр. Здесь же уместно объяснить, что отделка — операция финишная, т. е. связана с окончательной обработкой. Малейшая погрешность ее выполнения может привести к нарушению прямолинейности поверхностей и уменьшению точности размеров.
Затем следует обсудить варианты закрепления в тисках при обработке его широких поверхностей. Например, закрепление в тисках с зажимом за поверхности 1—3 или 2—4 приведет к их деформированию губками тисков. Нельзя воспользоваться алюминиевыми нагубниками, так как в этом случае угольник пришлось бы закреплять слишком низко и уменьшать удобство обработки. Постепенно в ходе беседы нужно подвести учащихся к выводу о том, что заготовку угольника следует закрепить на деревянном бруске (рис. 20) или другим аналогичным способом.

Иногда учащиеся предлагают воспользоваться для этой цели магнитом. Видимо, не следует отмахиваться от такого предложения. Можно объяснить, что такой способ закрепления заготовок широко применяется в технике, например, на плоскошлифовальных станках. Для этих целей применяют электромагнит.
Следует заметить, что опиливать широкие поверхности угольника нецелесообразно, так как это весьма сложная и трудная операция. Лучше обработать их шлифовальной шкуркой, нарезанной на полоски и наклеенной; на деревянный брусок или наложенной на напильник (рис. 21).

Отделка изделий из металла
Самостоятельная работа. В процессе выполнения задания учитель помогает учащимся, напоминает о необходимости добиться высокого качества при обработке поверхности слесарного угольника. Из числа лучших учащихся создается ОТК. Члены ОТК проверяют угольники в процессе работы, помогают своим товарищам, стремясь предотвратить брак.
Заключительный инструктаж. Учитель демонстрирует готовые угольники, отмечает учащихся, выполнивших работу наиболее успешно. Коллективно определяются лучшие работы, устанавливаются причины низкой производительности и некачественного изготовления изделий отдельными учащимися. Представитель ОТК докладывает окончательные результаты работы по изготовлению угольников.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.