Определение пород древесины и ее пороков

Определение пород древесины и ее пороков.

Лабораторно-практическая работа.

Цель. Ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением. Научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков.
Оснащение занятия. Комплекты образцов древесных пиломатериалов, шпона, фанеры; комплекты образцов древесины с различными пороками; цветные таблицы с рисунками пород и пороков древесины, видов пиломатериалов, таблица «Строение древесины»; диафильмы «Что нужно знать школьнику о древесине», «Производство фанеры».

Методические рекомендации

Ознакомление учащихся с древесиной как конструкционным материалом лучше провести в форме беседы. В ходе ее учитель задает учащимся вопросы, связанные с применением древесины, выслушивает, дополняет и обобщает ответы, демонстрирует фрагменты диафильма «Что нужно знать школьнику о древесине». Учащихся следует подвести к выводу, что древесина — ценный и широко используемый в народном хозяйстве конструкционный материал. Целесообразно предложить нескольким школьникам сравнить свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень. Учащиеся с помощью учителя отмечают, что древесина — легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом. Одновременно выявляют и его отрицательные качества: легкая загораемость, коробление при высушивании, загниваемость.
Затем рекомендуется выяснить у школьников, какие древесные породы им известны и на какие виды (лиственные и хвойные) подразделяются. Учащиеся обычно легко называют и показывают на таблицах несколько древесных пород, растущих в данной местности. Из курса «Природоведение» школьники знают, что в растущем дереве различают три основные части: корни, ствол и крону. Пользуясь таблицами с изображением древесных пород, учащиеся повторяют эти сведения.
При объяснении строения древесины следует иметь в виду, что на уроках ботаники в VI классе учащиеся будут изучать внутреннее строение стебля растений (кора, камбий, сердцевина), образование годичных колец и выполнять соответствующую лабораторную работу.

Строение древесины

Поэтому следует более подробно остановиться на неоднородности строения древесины в различных направлениях, показать влияние этого фактора на ее механические свойства (прочность, твердость, упругость) и обрабатываемость (сопротивляемость резанию, гибкость).
Затем учащимся предлагают разрезать обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосны, липы) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции школьники приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, в то же время разрезать древесину поперек волокон невозможно, даже приложив большое усилие.
Нескольким учащимся выдают призматические образцы древесины (одинакового размера) с различным направлением волокон и предлагают, изгибая, разломить их. Проделав этот опыт, учащиеся делают вывод, что образцы, изгибаемые вдоль волокон, легко разламываются, а прочность образцов, изгибаемых поперек волокон — более высокая.
Затем учащимся демонстрируют образцы фанеры и просят назвать этот материал. С составляющими фанеры и технологией ее получения школьники знакомятся в ходе демонстрации фильма «Производство фанеры».

Им раскрывают причину высокой прочности фанеры, приводят примеры ее применения. Желательно отметить, что изготовление фанеры стало возможным лишь после того, как в России в начале прошлого века был изобретен способ получения шпона.

Далее учитель может рассказать о свойствах древесины, определяющих ее внешние признаки, такие, как цвет, блеск, текстура, запах, демонстрируя при этом образцы пород древесины или их рисунки.

Если в своей практической работе учащиеся используют пиломатериалы, учитель может кратко объяснить их получение (подробно учащиеся будут изучать при наличии времени). Учащихся знакомят с основными видами пиломатериалов, дают их краткую характеристику.

Затем учащимся объясняют, что любое нарушение целостности древесины, правильности ее строения, повреждения, а также изменения ее внешнего вида называют пороками. Пороков древесины очень много. Они делятся на группы, виды и т. д. Учащихся надо ознакомить только с теми пороками, которые могут встретиться при обработке древесины в учебных мастерских. Причем необходимо не только перечислить пороки древесины, но и дать им краткую характеристику, показать влияние на механические свойства, ее декоративность. Так, наклон и свилеватость, повышая прочность древесины при раскалывании, затрудняют • ее механическую обработку, особенно ручное строгание. Засмолки несколько улучшают, а смоляные кармашки ухудшают механические свойства древесины, но и те и другие значительно затрудняют ее склеивание и отделку.

Изложение этих сведений рекомендуется сопровождать показом на стенде натуральных образцов древесины с наиболее распространенными пороками.

Затем учащимся предлагают выполнить лабораторно-практическую работу. Ее проводят фронтально. Учитывая, что у учащихся еще нет опыта в самостоятельном выполнении лабораторных работ, а также с целью выработки навыков коллективного труда чаще выдают задание по звеньям, состоящим из двух-трех человек.

В предварительном кратком инструктаже должны быть раскрыты содержание лабораторно-практической работы, порядок ее выполнения и содержание отчета.

Примерное задание:
1. Подготовить в рабочей тетради две таблицы:
2. Ознакомиться с тремя образцами и, используя таблицу «Породы древесины»,

Породы древесины

определить древесную породу каждого из них.
3. Ознакомиться с тремя образцами и, используя таблицу «Пороки древесины»,

Пороки древесины

определить виды пороков древесины.
4. Полученные результаты занести в таблицы.
Вместо приведенной выше лабораторно-практической работы ученики могут выполнить работу, приведенную в учебном пособии.
В заключение занятия учитель подводит итоги выполнения учащимися лабораторно-практической работы.
Учитывая, что на следующем занятии учащимся предстоит ознакомиться с большим объемом технических сведений (начальное представление о графической документации, строение древесины), можно рекомендовать им дома самостоятельно прочитать этот материал в учебном пособии.

 Просмотры: 14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.