Лепка по памяти. Лепка. Кружок. Второй год занятий

Лепка по памяти. Лепка. Кружок. Второй год занятий. Автор: Н. С. Боголюбов. Лепка по памяти и представлению на втором году занятий усложняется. Детям предлагаются более трудные сюжеты, и к ним предъявляются более высокие требования. Если раньше основной задачей было развитие зрительной памяти, то теперь упор делается на развитие воображения. Даже лепка посуды должна

осуществляться творчески. Теперь уже надо не просто воспроизвести чашку или кувшин, а стремиться внести нечто новое и оригинальное в их форму, не забывая об удобстве их использования. Здесь потребуется проявление некоторой самостоятельности. Но не всем кружковцам это удастся. И понадобятся определенный такт и настойчивость, чтобы такие дети воспользовались своим правом на самостоятельное, творческое решение темы (рис).


В склонности к подражанию взрослым проявляется возрастная особенность младших школьников. Относительно этого Н. С. Лейтес пишет: «Такие психологические особенности, как вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, являются важной предпосылкой начального обучения в школе, представляют собой как бы залог обучаемости и воспитуемости. С этими особенностями связан процесс быстрого приобщения детей к культуре, к ее исходным элементам». К сказанному можно добавить, что эти свойства иногда являются тормозом в работе по памяти и особенно по представлению, где нужно проявить собственный взгляд на вещи. Следует отметить, что дети данного возраста дома часто отличаются крайней самостоятельностью, очень болезненно реагируя на критику со стороны взрослых, а в условиях школьных или внешкольных (кружковых) занятий их поведение меняется. Руководитель в данном случае выступает в роли «волшебника», вызывая стремление к подражанию.
Но вернемся к лепке по воображению. Перед началом занятия полезно показать детям образцы Профессионально изготовленной посуды, но на короткое время, чтобы они не успели сосредоточиться на ней и работа не свелась к лепке с натуры.

Первое задание по программе

Первое задание по программе (лепка по воображению) предполагает свободную комбинацию предметов: они могут стоять, лежать на боку и пр. Лепка натюрморта по воображению имеет целью самостоятельную дифференцировку предметов. Дети должны вылепить большие, средние, маленькие предметы и расположить их так, чтобы они хорошо смотрелись и по сочетанию размеров, и по характеру форм (круглых, цилиндрических, смешанных).
Кроме наглядных пособий, показанных в начале занятия в виде иллюстраций, можно использовать и удачный детский натюрморт; предложить его посмотреть не в начале, а по ходу занятия особенно тем кружковцам, для которых задание оказалось трудным (рис.).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.