Лепка по памяти и представлению. Лепка. Кружок. Третий год занятий

Лепка по памяти и представлению. Лепка. Кружок. Третий год занятий. Автор: Н. С. Боголюбов. Задачи остаются теми же — развитие зрительной памяти детей, способности к самостоятельному решению задуманного образа. Не случайно лепка по памяти и представлению предшествует заданиям по композиции. Ведь элементы композиции присутствуют во всех видах лепки — и в лепке с натуры, и по памяти, и т. д., с той лишь разницей, что композиция, как таковая, осуществляется с большей выдумкой, режиссерским мастерством. Воспроизведения объектов по памяти и представлению органично входят в процесс создания композиции и являются важными моментами в творческой деятельности ребенка.
Лепка птиц и животных в несложных позах, предусмотренная программой, имеет целью закрепить навыки, полученные детьми в лепке с натуры, и в то же самое время, образно выражаясь, перекинуть мост от первых заданий по композиции к более сложным.
В лепке по памяти есть своя специфика. Если в работе с натуры акцент делается в равной мере и на обобщенное решение большой формы и на детальную обработку, то здесь лишь на обобщенное решение, например: слепить животное в характерной позе и по возможности с точными отношениями и пропорциями. Обработка рельефа поверхности, или, как ее еще называют, «натурная» обработка, при этом не столь обязательна и может осуществляться в последний момент.
Следует сказать, что в работе с натуры и по памяти особенно большое значение приобретает личный пример руководителя, его непосредственное (показательное) выполнение задания. Значение данного метода особенно возрастает к концу третьего года занятии, когда лидирующая группа с большой охотой и относительным умением перенимает опыт работы профессионала над портретом. В результате подростки сами начинают довольно точно передавать и детали и фактическое сходство (рис.).


Конечно и здесь не обходится без утраты ранее приобретенных навыков. К числу таких утрат чаще всего можно отнести способность кружковцев воспринимать объекты целостно. Дети лепят в первую очередь то, на чем сосредоточено их внимание: глаза, нос, подбородок, но упускают из виду лоб и затылок. Сходное наблюдается в лепке зверей и птиц, хотя и в значительно меньшей степени. Чтобы устранить подобный недостаток, руководитель должен постоянно напоминать детям о целостном решении формы и помогать тем, кто с трудом справляется с заданием.

0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.