Лепка по памяти и представлению. Кружок. Первый год занятий

Лепка по памяти и представлению. Кружок. Первый год занятий. Методическое содержание занятий кружка по лепке по памяти и представлению в первый год обучения. Автор: Н. С. Боголюбов

Сначала выясним значение этих понятий. Работая по памяти, ребенок старается вспомнить и воспроизвести знакомые ему предметы в их обычном виде или, лучше сказать, в форме их «бытия», т. е. только в реально существующей форме.

Работа же по представлению включает собственное отношение к предметам, их необычную, порой фантастическую трактовку, превращает, выражаясь профессиональным языком, форму «бытия» в форму «впечатления», с которой и начинается искусство скульптуры, впрочем, как и всякое другое искусство (рис. 19, 20).

 


Не случайно лепка по памяти и представлению стоят в одном ряду в программе как нечто единое. Практика работы с младшими детьми показала: они не разделяют эти два понятия, как не разделяют два процесса, они вспоминают и представляют в одно и то же время. Да и разделять эти процессы нет необходимости. Если ребенок старается воспроизвести точную копию предмета, можно подсказать ему, чтобы он не ограничивался этим, но сделал изображение интересным, в чем-то необычным. И наоборот, если ребенок в ущерб реальному лепит некий отвлеченный предмет, нужно помочь ему наделить этот предмет реальными чертами.
Программой предусмотрена лепка по памяти и представлению фруктов, овощей, грибов, листьев. Эти задания направлены на развитие зрительной памяти, фантазии и органично подводят детей к композиционным работам, поскольку и лепка с натуры, и лепка по памяти и представлению уже включают в себя элементы композиционных поисков.
Очень полезно во время лепки по памяти и представлению убирать из поля зрения детей соответствующие предметы, иначе это будет опять все та же работа с натуры. Достаточно ограничиться в начале занятия показом удачных детских изделий, изготовленных по памяти и представлению.
В данном случае особенно важен индивидуальный подход. Дети с недостаточно развитым представлением будут ощущать свою беспомощность рядом с сильными товарищами. Лучшим методом выровнять такое положение является личное непосредственное участие руководителя. В совместной работе с. кружковцами он должен создать, естественно, более совершенное изделие, которое может послужить образцом для остальных. «Совместное» создание такого, образца, во-первых, отвлечет детей от соперничества (в плохом смысле этого слова) и, во-вторых, как показал опыт, даст положительный пример в работе. Сделанные руководителем образцы должны в принципе сразу уничтожаться, чтобы не дать детям возможности для копирования.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.