Конструирование и изготовление изделия из тонколистового металла и проволоки

Конструирование и изготовление изделия из тонколистового металла и проволоки

Цель. Обучить учащихся анализировать конструкцию изделия. Развивать техническое мышление, творческие способности учащихся.


Объект работы. Совок хозяйственный (рис. 38, 39). 

Совок хозяйственный

Варианты: подставка для книг (рис. 40), приспособление для пересадки рассады растений в открытый грунт (рис. 41), набор образцов металлов для лабораторных работ (рис. 42), изделия по заказам предприятий.

Изделия из жести и проволоки

Оснащение занятия. Совок хозяйственный (для демонстрации), технические рисунки совка, чертежи развертки совка, заготовки, киянки, линейки, угольники, чертилки, кернеры, циркули разметочные, слесарные ножницы, напильники.

Методические рекомендации
Закончен определенный этап обучения. Учащиеся получили представление о тонколистовом металле и проволоке, познакомились с рядом технологических операций по их обработке, применяемым инструментом и приспособлениями. Свои умения они демонстрируют в процессе работы. А как проверить знания учащихся, выяснить, все ли усвоили изученный материал? В ходе беседы трудно охватить каждого ученика, письменная контрольная работа отнимает много времени. В условиях учебных мастерских удобен программированный контроль. Он позволяет за 10— 12 мин проверить и оценить знания всех учащихся. Методика программирования может быть различной. Например, учащийся выбирает верный ответ из трех или пяти, предложенных в задании. Техническое оснащение такого контроля требует минимальных затрат: небольшие рамочки из пластмассы

Контроль знаний

(рис. 43, а) могут служить много лет. Каждому ученику выдается карточка-задание, лист бумаги и рамка с отверстиями. Ученик обводит рамку по контуру и заполняет ее, отмечая правильные ответы точками (рис. 43, б). Номер строки рамки (сверху вниз) соответствует номеру вопроса, номер отверстия в строке (слева направо) — номеру ответа на данный вопрос. Для проверки учитель применяет трафарет (рис. 43, в).
В качестве примера приведем несколько вопросов из разных заданий.
1. Для того чтобы осуществить сверление на сверлильном станке, необходимо два движения: вращение сверла — главное движение я поступательное перемещение сверла — подача. С помощью какой передачи получают главное движение? Ответы: 1) зубчатой, 2) ременной, 3) реечной, 4) червячной.
2. В процессе сверления сверло надо подавать плавно, равномерно. Б конце сверления подачу надо… Ответы: 1) усилить, 2) оставить без изменения, 3) ослабить.
3. Какой мягкий серебристо-белый пластичный металл применяется для изготовления белой жести, паяния и лужения? Ответы: 1) свинец, 2) цинк, 3) алюминий, 4) олово.
Задания построены так, что выполняя их, учащиеся не только отвечают на вопросы, но и получают определенную информацию, повторяют и лучше запоминают новые термины. Подготовка заданий требует определенного времени, но оно полностью окупается в процессе работы.
После 10—12-минутной проверки знаний учащиеся приступают к практической работе по изготовлению совка. Назначение этого изделия ученикам известно, а сообщение учителя о том, что совки заказаны школой или какой-либо другой организацией еще больше повысит их интерес к данной работе. Начать ознакомление детей с совком лучше по его техническому рисунку (см. рис. 38), а затем прибегнуть к готовому изделию.
Изучение конструкции совка лучше провести коллективно. Какие требования предъявляются к совку? (Удобство в работе, красивый внешний вид, прочность, технологичность конструкции применительно к школьным мастерским.) Из каких деталей состоит совок? Почему боковые стороны совка расширяются? Не лучше ли их сделать параллельными? Удобна ли конструкция ручки совка? . Почему края совка не отгибаются во время работы? Какую роль выполняет проволока в конструкции ручки совка? Как иначе присоединить ручку к совку?
Следует внимательно отнестись к предложениям учащихся по изменению конструкции совка. Удачные варианты стоит принять; если же они неприемлемы для всех, то можно разрешить автору предложения изготавливать изделие своей конструкции, помогая ему в этом. Отказ от неудачных предложений надо объяснить, ни в коем случае не высмеивая их.
Убедившись в том, что ученики хорошо понимают конструктивные особенности совка, можно приступить к разработке технологического процесса. Опыт показывает, что на изготовление этого изделия нужно 4—5 занятий. При этом считать основной целью занятий: в ходе изготовления совка закрепить знания и умения учащихся в выполнении разметки, резки, гибки листовой стали, обработки проволоки, сверления и клепки.
Ознакомление с разверткой совка удобно провести с помощью чертежа развертки, выполненного на классной доске, в увеличенном масштабе. Когда учащиеся самостоятельно изучат чертеж развертки совка (см. рис. 39), уместно задать им такие вопросы: чему равны габаритные размеры развертки совка? Зачем на развертке сделаны треугольные вырезы? Что показывает штрихпунктирная линия с двумя точками? На развертке совка показаны закругления — покажите их на рисунке совка. Боковые стенки развертки совка параллельны, а боковые стенки готового совка не параллельны. Почему так получается? Говоря о последовательности разметки, надо обратить особое внимание на важность правильного выбора разметочных баз. Последовательность разметки можно показать на доске. Однако, размечая совок, пятиклассники часто допускают ошибки, не всегда правильно читают чертеж, выполняют разметку очень долго. Помочь им может схема разметки развертки совка (рис. 44).

Развёртка совка
Учащимся дают практическое задание: проверить заготовку, выполнить разметку развертки совка. Сравнительно небольшой объем практической работы объясняется тем, что на уроке повторен пройденный материал, проделана большая работа по изучению конструкции изделия.
Давая практическое задание, целесообразно напомнить, что проверить заготовку — это значит установить, соответствуют ли ее размеры размерам развертки совка, выяснить, нет ли на ней трещин или крутых перегибов, не поддающихся правке. Прежде чем начинать разметку, надо очистить заготовку от грязи и устранить заусенцы. До начала работы нужно проверить разметочный инструмент и рационально расположить его на рабочем месте. Не имеет смысла обрабатывать заготовку с целью подготовки разметочных баз. В качестве баз надо выбрать две взаимно перпендикулярные грани, а если это невозможно, то подготовить базу: по возможности ближе к кромкам заготовки провести две взаимно перпендикулярные прямые, от которых при разметке будут откладываться все размеры.
После повторения правил безопасности труда при работе с тонкой листовой сталью учащиеся начинают разметку, руководствуясь чертежом и схемой разметки. Учитель проводит индивидуальные инструктажи, помогая учащимся правильно понять чертеж, рационально выбрать базу, выполнить отдельные элементы разметки. Если одинаковые ошибки повторяются разными учащимися, следует провести текущий инструктаж для всего класса, показать правильные приемы работы и проанализировать причины ошибок. Важно еще раз напомнить ученикам, что от правильности разметки зависит качество всего изделия. Практически изготовление любого изделия из листовой стали и сортового проката начинается с изучения чертежа и разметки, поэтому на данном занятии столько внимания уделяется этим вопросам.
Учащимся, работающим быстрее и лучше остальных, следует помочь окончить разметку и полностью вырезать развертку совка на этом же занятии. Они смогут изготовить совок раньше других и будут помогать учителю при выполнении таких сложных операций, как сверление и клепка.
Перед окончанием занятия учитель проверяет и оценивает работу, объясняет причины неточностей и ошибок, демонстрирует лучшие работы. Ученикам, которые не справились с разметкой, можно дать чертеж развертки совка домой и предложить потренироваться в выполнении разметки (карандашом на бумаге).

 Просмотры: 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.