Композиция. Лепка. Кружок. Второй год занятий

Композиция. Лепка. Кружок. Второй год занятий. Автор: Н. С. Боголюбов. Композиция. Лепка.  Задания по композиции на втором году занятий имеют целью дальнейшее углубление навыков лепки с учетом особенностей данного вида искусства. Повышаются требования к тектоническим отношениям блоков в лепке людей, животных и аксессуаров.


Сохраняя игровой момент в лепке, руководитель все настойчивей обращает внимание детей на красоту несомых и несущих частей объемного изображения. Например, торс по пропорции и объему массы должен быть так подогнан к ногам, чтобы, глядя на него, не испытывать чувства несоответствия, что он слишком тяжел или, наоборот, слишком легок (по отношению к ногам). Голова, согласно гармонии масс, должна быть вписана так, чтобы не появилось желание ее «облегчить» или, наоборот, «утяжелить». В принципе то же самое относится и к многофигурной композиции.
Объяснения такого рода можно излагать для кружковцев двумя способами.

Во-первых

Во-первых, взять удачно выполненную детскую работу и показать, в чем собственно проявляется красота и гармония тектонических отношений, подчеркнув при этом, что достигнута она благодаря одновременной лепке всей фигуры или группы фигур, непрерывному сравнению и сопоставлению второстепенных масс с главной массой композиции. Если композиция состоит из большого числа персонажей, то надо найти решение для главного (связующего) персонажа, а затем, в сравнении с ним, присоединить другие фигуры с соблюдением таких пространственных отношении, чтобы был создан смысловой и фокусный центр, объединяющий вокруг себя и подчиняющий себе другие объекты и детали (рис.).

Во-вторых

Во-вторых, тактичное непосредственное вмешательство руководителя в работу кружковца. Прежде чем начать разбор его работы, следует с ним побеседовать, выяснить, правильно ли
он понимает поставленную задачу, почему расположил так, а не иначе центральный и периферийный объекты и т. п. Ребенок начнет осознавать, что допустил промах. Тут надо ему помочь практически.
Количественное и качественное усложнение сюжетов руководитель осуществляет сам, в зависимости от состава кружка, индивидуальных особенностей детей. Здесь точных рекомендаций дать нельзя. Часто бывает, что некоторые кружковцы по способностям опережают свой возраст. К ним следует подойти индивидуально: дать задание третьего-четвертого года занятий или усложнить задание в количественном и качественном аспектах.
Кроме указанных тем, на втором году занятий нужно делать упор на темы «Зоопарк», «Как животные служат людям». Эти темы включены для того, чтобы способствовать развитию самостоятельного творческого мышления детей. Дело в том, что, работая над темами сказок, дети невольно обращаются к уже увиденным художественным образам из книг, кино и т. д. Соприкасаясь же с темой «обыденной», они порой испытывают трудность, не имея «подсказки» в способах ее решения. Поэтому им приходится напоминать, например, некоторые реальные повадки животных в общении с людьми, если тема занятия — «Как животные служат людям».
У детей уже должен выработаться навык в отборе существенных элементов для скульптурной композиции, но они еще не всегда в состоянии самостоятельно применить его и нуждаются в подсказке. Этот первичный навык в построении композиции надо углублять и развивать, чтобы ребята могли чувствовать специфику скульптурной формы. В данном возрасте форма еще воспроизводится без конкретной детализации; необходимо использовать особенность такого рода, чтобы сосредоточить внимание на ее максимальной наполненности, на тектонической гармонии масс. И делать это, как уже говорилось выше, либо на лучшем образце, либо активно вмешиваясь в работу кружковца (рис.).


Именно на занятиях по композиции лучше всего использовать лепку способом вытягивания из общей массы глины или пластилина (конечно, имеется в виду податливый материал). Этот способ (как уже было сказано раньше) дает возможность ребенку в процессе работы «удерживать» в поле зрения отношения всех частей изображения, без лишней затраты сил и времени оперировать непосредственными тектоническими отношениями (рис.).


В качестве «наглядных пособий» по прежнему могут быть домашние животные, иллюстрации и фотографии, уместно оживить впечатления от посещения зоопарка.

0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.