Композиция. Кружок. Лепка. Первый год занятий

Композиция. Кружок. Лепка. Первый год занятий. Автор: Н. С. Боголюбов.
Методические рекомендации по ведению занятий кружка «Лепка» по теме «Композиция» в первый год работы.

На первом году занятий задания по композиции ставят своей задачей: развитие у детей творческого воображения, умения отбирать существенное для скульптурной композиции. Задания усложняются от темы к теме, давая детям все большие возможности для творческой инициативы.


Композиция для любого вида изобразительного искусства есть организация из единичных объектов целостно воспринимаемого изображения. Скульптурная композиция, наряду с общими принципами и благодаря трехмерности, имеет свою специфику. Так, например, круглая скульптура сводится в основном к лепке фигур людей или животных с применением различных аксессуаров, но изображение пейзажа в ней исключается. Отсутствует и формат изображения, как-это существует в живописи и графике. Трехмерная скульптура обозревается при круговом ее осмотре и имеет бесчисленное количество точек зрения, что учитывается скульпторами и составляет важную и трудную задачу в процессе моделирования формы. Объемно изображаемый объект имеет определенную форму, передать которую художник может только при достоверной лепке многочисленных профилей, открывающихся взгляду при круговом осмотре.

Вторым важным законом в скульптурной композиции является равновесие масс. В живописи этот закон находит свое проявление в равновесии темных и светлых пятен, холодных и теплых цветовых оттенков, в скульптуре же — в равновесии форм. Несколько объектов лепится с таким расчетом, чтобы между ними была гармоничная связь. В изображении должен быть основной, выделяющийся по массе объект или группа объектов, подчиняющих себе объекты, меньшие по массе и вместе с тем составляющие с ними единое целое. Та же, по существу, закономерность присутствует и в работе над головой, бюстом, фигурой, только в пределах одного объекта. В лепке головы этот закон проявляется в отношении массы головы к прическе, шее, кубику и т. д. В лепке торса аналогичные задачи решаются только при наличии дополнительных объектов и аксессуаров: сюда прибавляются рука, одежда, которые скульптор приводит в единство, опираясь и на закон равновесия, и на гармонию весовых отношений масс.
Гармония весовых отношений заключается в сочетании несомых и несущих Частей одного объекта. Природа не всегда дает художнику идеальные их сочетания, и ему приходится произвольно как бы дополнять изображаемые объекты, пользуясь иными отношениями форм в соответствии со своим художественным вкусом и образным замыслом. Например, если у живой модели узкие плечи и если само телосложение и голова натурщика не подходят для решения задуманного образа и не удовлетворяют художника, то можно менять пропорции и весовые отношения (что не одно и то же) в соответствии с замыслом.

Разница между равновесием масс и гармонией весовых отношений в том, что равновесие не всегда связано с несущими и несомыми объектами (массы могут располагаться не только одна над другой). Весовые отношения масс органично связаны с центром тяжести изображаемого объекта вообще и площадью опоры фигуры в частности, в связи с которыми они и строятся скульптором. Следует пояснить, что мы в принципе абстрагируемся. В практике художника равновесие масс и гармония весовых отношений слиты воедино, и если он обладает достаточным опытом, то интуитивно оперирует указанными закономерностями, думая прежде всего о решении образа. Представленная классификация имеет большое значение для начинающих художников.
Столь сложными законами композиционного построения ребёнок овладеть не может, но к общим закономерностям композиции детей подвести можно. Подготовка к этому начинается уже в работе с натуры, по памяти и представлению.
В работе с натуры дети с помощью руководителя могут быть поставлены перед решением такой трудной задачи: два или три предмета представить в красивом гармоничном соотношении, что-бы они радовали взгляд, доставляли зрителю удовольствие.
В работе по памяти и представлению, где натура не может являться непосредственной подсказкой, как правило, начинают появляться более свободные комбинации, что можно считать переходом к композиции как таковой (рис.) .


На занятиях по композиции обязательно надо учитывать игровой момент в деятельности ребенка. Поэтому программа по композиции включает сказочную тематику. Профессиональных интересов у детей еще нет, и трудно сказать, что больше увлекает их в этот период — процесс работы или ее результаты (рис.).


Поэтому руководителю надо особенно осторожно, соблюдая педагогический такт, направлять работу кружковцев. С учетом индивидуальных особенностей детей, одних во время занятий поправлять, другим, может быть, помочь целиком сделать работу, а третьим — «не мешать», ибо они этого не любят. Таким детям можно показать иллюстрации или фотографии аналогичных скульптурных решений у профессиональных мастеров или у кружковцев, которые постарше.
Действенным методом по прежнему остается личная (показательная) работа руководителя на заданную тему в присутствии детей. Эта работа осуществляется эпизодически: примерно один раз в четыре занятия, чтобы дети не копировали изделий руководителя, но осваивали общие закономерности композиционного построения.
Может возникнуть вопрос: а нужно ли перед занятиями по композиции делать подробное объяснение стоящих перед детьми задач или лучше это сделать по ходу работы? Можно поступать по-разному, но лучше всего начать с подробной вступительной беседы, которую уместно сопровождать демонстрацией наглядного материала и иллюстраций; к наглядным материалам могут быть отнесены произведения профессиональных мастеров и удачные работы детей старшего возраста.
Скульптурные работы детей младшего возраста, особенно в первый год занятий, характеризуются недостаточной пластической динамикой. Представлять себе форму в реальном объеме дети могут, но еще весьма примитивно. Они не столько лепят, сколько, используя мягкий материал, обкатывают форму между ладонями. Если же материал поддается с трудом, то в их работе неизменно отмечаем четыре плоскости: две боковые, лицевую и затылочную. Во всех случаях, независимо от того, округлые блоки составляют лепное изделие или блоки прямоугольные, дети прилепляют к ним глаза, уши, волосы, одежду и прочие «детали».
Возникает проблема — с чего начать занятия? На что дети способны в данном возрасте больше?
По-видимому, разумнее всего начать с обсуждения и выбора скульптурных моментов в трактуемой теме. Дети еще недостаточно знают специфику скульптурного изображения. Им надо объяснить, что скульптура — искусство, ограниченное в своих выразительных возможностях. То, что можно изобразить на рисунке, не всегда удается в трехмерной скульптуре. Только рельеф допускает развернутый мотив с большим перечислением деталей. Далее, обращаясь к наглядным образцам, рассказать, что скульптура не ограничивается изображением человека или животного. Присутствие неодушевленных предметов может дополнять композицию, не нарушая общего единства с центральным изображением и не отвлекая от него внимание зрителя. Такого объяснения на первой ступени занятий будет достаточно. Дети не сразу умеют выделять главный объект лепки. Но постепенно, советуясь с детьми, надо отрезать стекой все лишнее, что мешает выразительности этого центрального изображения.
Кроме этого, приходится постоянно напоминать детям о необходимости соблюдения убедительных пропорций и объяснять, почему в одном случае они «работают», а в другом «не работают», т. е. выражаются или не выражаются объективные соразмерности форм (рис.).


На занятиях по композиции лучше всего ориентировать детей на лепку вытягиванием из целого куска глины. Стремление ребенка составлять целое из отдельных приготовленных частей (туловища, конечностей, одежды) мешает ему соблюдать правильные пропорции. Лепка же вытягиванием из целого куска глины или мягкого пластилина сосредоточивает внимание на центральной массе туловища человека или животного и позволяет с большей точностью передать другие части тела. К тому же, умению передавать движение изображаемого живого объекта в целом куске надо учить с первых занятий.
На первой стадии лепки не следует обращать внимания на детализацию поверхности формы. Из практики известно, что детям младшего возраста это еще не под силу. Полезно даже ограничивать их от излишней детализации формы. Занятия можно сопровождать чтением сказок. Дети, как правило, знают их содержание. Можно напомнить отдельные выдержки из текста для большего эмоционального подъема.
После окончания лепки на определенную тему полезно предложить поработать на свободную тему. Здесь уже будет доминировать не игра, а скорее совершенствование приобретенных навыков.
Свободная тема дается детям трудно. Одна из причин — дети привыкли полностью полагаться на мнение руководителя, и предоставленная «свобода действий» может даже стеснить ребенка. Ему нужно объяснить, что свобода дана только для выбора темы, а решать ее он должен, используя (закрепляя) имеющиеся навыки и знания, полученные на предыдущих занятиях. Но все равно, в ходе занятия дети будут спрашивать: «А можно, я так сделаю?» И им придется давать наводящие советы.
В работе на свободную тему полезно использовать наглядные пособия в виде фотографий людей и животных. Нет необходимости давать иллюстрации художественных произведений. Дети невольно начнут перенимать чужую манеру работы, а это пагубно отразится на их самостоятельном образном мышлении. Фотографии же людей и животных помогут творчески осмыслить предлагаемый материал. Их можно демонстрировать в течение всего занятия, но при этом нужно несколько раз напомнить детям, что они не должны копировать движения и формы, а лишь использовать их для собственного решения композиции. Самым идеальным наглядным материалом, конечно, являются живые модели. Это могут быть и собаки, и кролики, и хомяки, и птицы, которые нередко имеются дома у руководителя или членов кружка. В крупных городах, где есть зоопарки, дети находятся в более выгодном положении, и задача руководителя — как можно эффективнее использовать это обстоятельство, совершая с детьми экскурсии и в зоопарки, и в живые уголки.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.