Искусство-зритель-современность

Искусство-зритель-современность.

Время тенёт стремительно. Человек хочет остановить его, чтобы сохранить миг счастья, себя, своих близких.

И только искусство — Божественный дар художника — может сделать это, запечатлев нашу жизнь на картине и на сцене, в песне и в фильме.

О. Роден. Мыслитель
О. Роден. Мыслитель

Искусство живёт дольше нас!
Люди вокруг нас разные. И живут они по-разному: в соответствии со своими взглядами, пристрастиями и своим пониманием ценностей жизни. Есть люди, живущие без искусства, без картин и спектаклей, и ничего — не умирают, и есть люди, заполняющие залы и стадионы, чтобы услышать любимых артистов, выстаивающие длинные очереди на концерты и выставки. Размышляя о роли искусства в жизни человека, надо иметь в виду человека, созидающего новый мир, активного участника жизни своей семьи, страны, общества. Какой путь избрать, как и для чего жить, решает каждый самостоятельно. За

С. Дали. Постоянство памяти
С. Дали. Постоянство памяти

свою жизнь прежде всего отвечаешь ты. Один путь ведет во тьму и вниз бытия, другой — к свету и ввысь.
Искусство — один из кирпичиков лестницы, ведущей вверх, к ощущению полноценности и красоты жизни, искусство можно сравнить с живой водой и молодильными яблоками. Действительно, не медицина и лекарства делают человека духовно

В. Кандинский. Композиция № 16
В. Кандинский. Композиция № 16

здоровым, а умение радоваться, преодолевать трудности в достижении цели.
Искусство и культура дают духовное наполнение нашим поступкам, без этого человек может превратиться в зверя.
Искусство — не нечто застывшее. Это движущаяся и развивающаяся материя, которая развивается, однако, по своим внутренним законам. Есть ли прогресс в искусстве? Можно ли сказать, что рисунок Пикассо лучше рисунка Майкл ДжексонЛеонардо, а телесериал в технологии 3D лучше фильмов Феллини?
В большинстве своем, как показывают исследования, зритель более консервативен в своих пристрастиях и вкусах, чем художник. Художник и зритель: они вместе или врозь? Часто зритель не успевает за развитием поиска у художника, а часто просто не разделяет его новаций и экспериментов.
Без поиска и эксперимента нет движения вперёд. Но каждый ли эксперимент ведёт вперёд? Каждая ли новация осуществляется ради развития художественного языка и мысли? Современное искусство сравнимо с бурлящим варевом, в котором перемешано истинное и фальшивое, искренность заблуждений и преднамеренность ложного успеха.

Ботичелли. Рождение Венеры
Ботичелли. Рождение Венеры

Восприятие искусства требует определённого уровня культуры и подготовки. Это в равной мере касается классического и современного искусства
Саморазвитие — важнейшее условие формирования и развития художественного вкуса и интересов человека.
Определяется ли истинная цена

Рембрант. Портрет Саскии
Рембрант. Портрет Саскии

картины или фильма ценником, прикреплённым к нему на артрынке? Нет, настоящая цена искусства — в непреходящей истинности его откровений, которые подтверждаются временем. Искусство бесценно, как воздух. Ибо оно и есть воздух, необходимый человеку, чтобы быть человеком — чувствующим, осознающим и сострадающим.
Истина, правда искусства больше правды реальности. Искусство существует не для художников, искусство имеет смысл только тогда,

Левитан. Над вечным покоем
Левитан. Над вечным покоем

когда оно нужно зрителю, каждому из нас.
Часто понятие современного подменяется понятием модного, но модное вовсе не обозначает художественно истинное и эталонное. В искусстве всегда есть поток и пена: высокое искусство и массовое искусство, и то и другое востребовано людьми, поскольку существуют разные уровни культуры.
С возникновением каждой новой технологии в искусстве рождалась буря суждений о смерти предшествующего искусства. Утверждали, что газета

М. Врубель. Демон
М. Врубель. Демон

убьёт литературу, фотография — живопись, кинематограф — театр, телевидение — кино, а Интернет — всех их вместе. Но как говорил Марк Твен: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». ни одно последующее искусство не отменяет предыдущее. Наоборот, в творчестве художника открываются новые перспективы и цели.

В. Серов. Девочка с персиками
В. Серов. Девочка с персиками

Настоящего искусства всегда мало. Его редкость — следствие редкости большого таланта. Не случайно говорят о таланте: «Дар Божий». Гений как бы обобщает и воплощает труды и чаяния многих художников, предшествующих ему. Появление Леонардо да Винчи оплачено годами и усилиями многих поколений художников. В нём, в гении, сконцентрировано напряжение всей предыдущей художнической мысли и во многом её последующее развитие. Он прозревает на века, а потом мы долго-долго догоняем его и постигаем истины, сказанные им.
Искусство хранит для нас непреходящие ценности — красоту мира и человека — в произведениях мастеров разных стран и времён.
Художник работает над картиной долго, он хочет постичь суть изображаемого и найти язык его выражения. И идёт он к этому порой годами, а иногда и всю жизнь И что же? Спешно пробегая по музейному залу, ты надеешься увидеть и понять, что сказано в картинах Эль Греко, Врубелем, Матиссом или Филоновым?
Ты можешь смеяться над увиденным: «И я так могу, мазня!» Но это не значит, что ты что-то понял и тем более можешь подобное изобразить. Настоящее искусство — это не развлечение и отдых. Великое на то и великое, что требует для его постижения и
восприятия напряжения, работы мысли и духа, сопереживания и, конечно, знаний.
Постигая искусство, ты поднимаешься на его высоту, и тогда «Земля — твое, мой мальчик, достояние, и более того, ты — Человек!».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.