Ф.И. Шпала. Сочинение узоров. 1913 год

Ф.И. Шпала. Сочинение узоров. 1913 год. Стилизация природных форм. Самыми благодарными образцами для рисования красками на настоящей ступени обучения будут осенние листья и перья птиц.

Сочинение узоров штампом


Рисование листьев, плодов и других предметов с натуры повторяется на всех ступенях обучения. Только усложняется способ передачи, и повышается требование правильности изображения. Предметы Рисование перьев с натурыизображаются с натуры карандашом или кистью.
Наброски деревьев предполагается рисовать сначала по памяти, а потом с натуры во время рисования на открытом воздухе.
Для упражнения в технической ловкости можно предложить рисованиe спирали, при исполнeнии которой следует проводит линию одним движением руки, а не короткими штрихами. Подходящим упражнением для применения спирали можно считать сочинение узоров для решетки, перил, кронштейнов и тому под., а также и узоров для вышивок разного рода.
Композиция узоров при помощи мотивов, взятых с натуры, частичная стилизация их, будет довольно сложным упражнением. Ученики приносят

себе лист клена, дуба, или какое-нибудь растение. Рисуют его с натуры. Выучив его форму, стилизуют её и составляют какой-либо узор при помощи преподавателя. Более талантливые — самостоятельно.Иллюстрирование бaсен, сказок, рассказов, сцен из окружающей жизни, наброски с натуры,— всё будет весьма кстати, всё это нужно постепенно усложнять, привлекая детей к самостоятельности.Приступая к иллюстрациям, первое время предупреждаем, какая будет задана басня или сказка, чтобы ученики имели возможность подготовиться к работе, рассматривая подходящие картины
или делая наблюдения из окружающей их жизни и природы. Желательно, чтобы ученики приготовляли себе наброски для предполагаемой иллюстрации.
Наброски, или так называемое быстрое рисование, как с доски, так и с натуры, следует задавать очень часто преимущественно карандашом. Наброски можно применять и на уроках русского языка. Преподаватель в простых штрихах рисует на доске какую-нибудь картину, например: реку, дети ловят рыбу; на 6epeгy дом. Дети зарисовывают себе картинку и рассказывают или излагают письменно содержание её. Зарисовывая себе её, ученики могут прибавить кое-что от себя.
Приведу теперь некоторые задачи для рисования по памяти. Нарисовать летящую бабочку, щуку, сазана, курицу, петуха; листья яблони, дуба, opеxa, клевера, розы, клёна; открытый зонтик; свой дом, школу; чашку, из которой пьют чай; тополь, черешню, яблоню, цветок в горшке, разную зелень, лодку на pеке, пароход, паровоз, и др.

Деревья
Наравне с рисованием должна быть введена лепка из глины. В первый год занятий лепкой ограничимся, главным образом, лепкой но памяти животных, людей, фруктов и т. п. На ряду с этим лепим геометрические тела и предметы, сходные с ними по форме. На этой ступени обучения не нужно особых инструментов, достаточно одного деревянного ножика.
Время от времени задаём ученикам сочинять самостоятельно орнаменты для какой-нибудь определенной цели, напр.: украшение полосы, предназначенной для вышивки: тарелку, обложку книги, пасхальные яйца, коробки, корзиночки, сгибной календарь, рамку для фотографии и тому под.

Стилизация
Коробки, который должны украшаться, ученики приносят с собою или сами склеивают из картона. Для сочиняемых рамок ученики приносят картинки, открытки, которые наклеивают нa своё произведение. Ручной труд (картонажные работы) в данном возрасте имеет большое значение для художественного развития детей. Они получают представление о

Пейзажи

фигурах и телах, а главное учатся применять рисование к делy, украшая предметы, ими сделанные. Многие из предложенных мною рисунков весьма пригодны дли украшения картонажных работ.
Там, где ручной труд почему-либо нельзя ввести, ученики всегда могут достать коробки различной формы и величины, обклеивают их бумагой и украшают рисунками своего сочинения в красках. Упомяну еще о некоторых предметах, украшение которых будет полезно и интересно для учеников: заглавные буквы, заголовок для письма, для книги, открытки, украшения для карточки блюд (меню), вышивка для воротничков, рукавов, украшения для программ вечеров, объявлений и т. д.
ПортретикПри сочинении более крупных узоров, как, например, афиш, можно применить печатание с помощью штампов из линолеума. Образец вырезается на линолеуме; фон, т. е. то, что не должно печататься, снимаем ножиком или стамеской, штамп закрепляем, на дощечку, чтобы не гнулся. Более мелкие штампы вырезаются перочинным ножом из мягкого дерева. В нашем распоряжении должно быть большое количество элементарных узоров разной величины. При помощи типографской подушки печатаем на отдельных листах разные узоры, сочетая имеющиеся фигуры. Для усложнения орнамента, или для большого разнообразия, прибавляем от Узорчикруки какой-нибудь рисунок и закрашиваем по своему усмотрению.
Вышеупомянутой работе будет соответствовать рисование по трафарету, особенно по материи, не смывающимися красками. Уделяя сочинению узоров значительное количество времени я руководствуюсь тем, соображением, что одной из целей графической грамотности является npиyчение учащихся к самостоятельному творчеству. Будь это творчество орнаментальное или развивающее только фантазию ученика—это безразлично. Я также убедился, что многие ученики обладают природным даром составлять узоры, и наилучшим образом использовать их для украшений.

Буквы
Случается, что те же ученики в рисовании вообще слабы, сочинением же узоров увлекаются, что значительно поднимает их интерес к рисованию.
Поэтому pисованиe должно быть возможно разнообразным в применении тех или других приёмов.
Композиция узоров, как средство, развивающее индивидуальные способности учащихся, должна быть введена не только в промышленых, но и общеобразовательных учреждениях.
При современных методах обучения рисованию главным источником, как образцом высшей красоты, служит живая природа. Ограничиться одним копированием её недостаточно, нужно учиться также применять рисуемое; искать в природе новые формы, их при надобности стилизовать и таковые применять при составлении узоров для украшений разных предметов. На стилизацию и композицию должно быть обращено больше внимания, чем это делалось до сих пор.
Орнамент берёт свое начало в геометрии, фантазии и природе. Природа,Домашнее сочинение узора как самый богатый, неисчерпаемый источник красоты, служила образцом как в древние времена, так и теперь.
Мотивы могут быть взяты из природы без изменения, или стилизованы. В одно и тоже время применять оба способа не следует.
Узор должен состоять только из стилизованных, или только из реальных мотивов.
Бывают, однако, случаи, когда применяется природа в натуральном виде, а некоторые части, смотря по обстоятельствам выпускаются, или, наоборот, прибавляются, оставаясь сами по себе не стилизованными. (Японский способ).
Геометрические узоры могут быть прямолинейные, криволинейные и смешанные. Геометрическое черчение нас учит не только технике черчения, но и построению разных фигур. Соединяя рисование с черчением, мы учимся практически применять разного рода узоры, в основание которых вошло геометрическое их построение.
К фантастическим формам я отношу стильные орнаменты, утратившие подобие натуральной формы. Сюда относится: сочетание прямой и кривой линии, сочетание разных геометрических фигур и стилизация живой природы.
Составлению узоров предшествует также целый ряд упражнений с доски. РечкаУченики должны иметь в памяти достаточное количество мотивов. Так как с учениками перерисовать все мотивы невозможно, то некоторые попутно вывешиваются для наблюдения.
На листах 17, 18 и 19 помещены мотивы, взятые из старинного русского орнамента.
После приобретения некоторого графического навыка, имея достаточный запас мотивов, задается самостоятельная работа но композиции. Например: украсить рамку, календарь, коробку, обложку для тетради, пасхальные яйца и т. п.
Домашние работы, как наиболее развивающие индивидуальные способности учеников, должны поощряться на всех ступенях обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.