Экскурсии. Кружок. Лепка

Экскурсии. Кружок. Лепка. Первый год занятий. Автор: Н. С. Боголюбов. При проведении экскурсий необходимо учитывать особенности данного возраста, его потребности, интересы, возможности. Ведь часто можно наблюдать, как ребенок 7—9 лет почти безошибочно судит о качественном уровне художественного произведения, но только делает это по-детски, показывая на то, что ему «нравится» и «не нравится».

Можно сводить детей в те отделы, где много изображений животных. Особенно нравятся ребятам произведения народных промыслов. Содержательная сторона промыслового искусства им особенно понятна. Наивная нарочитость его образов родственна детскому видению мира.
Кружковцев полезно познакомить с произведениями богородского промысла: великолепными тройками лошадей, медведями с молотками и наковальнями, другими сказочными сценами. Малые формы скульптурной пластики можно встретить по всей стране. Лучшие образцы местных художественных промыслов во многих городах демонстрируются на выставках и в местных краеведческих музеях.
Каждое посещение музея должно завершаться обсуждением увиденного. В детском возрасте свойственно мыслить прежде всего образами; на этой основе происходит развитие и понятийного мышления. С учетом этого при разборе художественных произведений руководитель кружка должен объяснить и закрепить такие понятия, как причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость и т. д.
Например, разбирается с детьми богородская пластика «Конек-горбунок и Иван-царевич». Надо предложить им вспомнить содержание сказки и объяснить, что именно хотел изобразить художник: какую сцену из сказки, в каком положении находятся действующие лица? Только после этого можно перейти к выяснению того, как автор изобразил сказочную сцену; почему он
ограничился только фигурами, а не показал еще и пейзаж; почему применил те или иные приемы в трактовке формы; как расположил фигуры в соотношении друг с другом; почему нельзя было сделать иначе, а если можно, то как бы поступили кружковцы?
Произведения богородских мастеров, созданные в дореволюционное время, значительно отличаются от современных. Так, медведи вырезались без изображения шерсти, т. е. заглаживались; благодаря этому конструктивная основа формы выступала на передний план и решалась тектонически значительно интересней. Такое решение свойственно всей деревянной скульптуре старой Руси, и на ее образцах, в частности, очень хорошо учиться специфике скульптурного искусства. И еще: в народной пластике руководитель найдет необходимые элементы и для идейно-нравственного воспитания членов кружка. Сказочные мотивы включают в себя и проблемы добра и зла, помогают воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к труду и т.д.
В беседах следует пользоваться терминологией, доступной для детей.
Уже говорилось, что образцы народного искусства скульптуры можно найти даже в самых отдаленных уголках страны. Нужно только проявить инициативу. В крайнем случае, в беседах с детьми можно использовать иллюстрации с аналогичных образцов.
Хорошим стимулом для членов кружка могут явиться посещения мастерских художников анималистов и художников народных промыслов. Как показала практика, качество работы детей после таких экскурсий значительно повышается.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.