Декоративные работы. Лепка. Кружок. Второй год занятий

Декоративные работы. Лепка. Кружок. Второй год занятий. Автор: Н. С. Боголюбов. Декоративные работы нужны для углубления приобретенных общих знаний и совершенствования навыков в скульптуре. Вместе с тем можно уже переходить к серьезному ознакомлению со спецификой декоративного искусства — начать с объяснения значения слова декоративный, его происхождения, рассказать о практическом применении этого вида искусства.


Декоративно-прикладное искусство родилось на заре человечества при изготовлении бытовых предметов. Народные умельцы вкладывали в него «всю свою душу», поднимая эстетическую и художественную ценность этих предметов порой на недосягаемую высоту.
Слово «декоративный» происходит от латинского глагола «декораре», что означает — украшать. Декоративное искусство близко к изобразительному. Часто слово «декоративный» произносят в сочетании со словом «прикладное» (декоративно-прикладное). Следует объяснить детям, что смысл этих слов не равнозначный.
Декоративное искусство имеет отношение к изобразительным формам. Это росписи стен и бытовых предметов, декоративные скульптурные рельефы, мелкие статуэтки, вышивки, ковры, резные украшения и т. д. В отличие от станковых декоративные произведения в трактовке формы решаются упрощенно или, вернее сказать, предельно обобщенно, целостно.

Прикладное искусство

Прикладное же искусство относится в основном к неизобразительным формам: изготовление посуды, различных украшений, мебели и т. д. Декоративно-прикладное искусство соединяет в себе два начала (рис.).


К декоративно-прикладному искусству можно, скажем, отнести северные ковши-уточки, в которых к форме сосуда присовокупляется форма, отдаленно напоминающая уточку; при этом сосуд не утрачивает утилитарного назначения.
Декоративная композиция — орнамент (например, на плоскости, из нескольких листов растений, шишек, ягод) — должна решаться с учетом возраста кружковцев. Если на первом году занятий они лепили изразцы, еще не думая о декоративном решении, то на втором году занятий можно повысить требования в этом направлении. В доступной форме объяснить детям разницу между станковым решением рельефа и декоративным. Показать образец декоративного рельефа-орнамента, в котором видимое реальное изображение (при конструктивной, т. е. геометрической основе), чтобы превратиться в красивый орнамент, например лист, должно по своим общим очертаниям напоминать треугольник, шишка — цилиндр и усеченный конус, ягода — шар и т. д.
Дети в этом возрасте, как показывает педагогическая практика, вполне справляются с этим заданием. Перед началом работы необходимо напомнить, что рельеф — уплощенное объемное изображение. Это правило (в отличие от первого года занятий) необходимо соблюдать до завершения задания. Для более успешного его выполнения руководитель участвует в работе вместе с кружковцами. В ходе занятий можно также для наглядного сравнения брать удачно начатые работы детей и демонстрировать перед всей группой.

Размещение изображения на заданной плоскости

Трудным моментом в работе над орнаментом является размещение изображения на заданной плоскости. Дети часто не придают значения тому, какой величины должны быть предметы. Поэтому перед лепкой каждый делает эскиз: на листе бумаги карандашом наносит композицию орнамента и определяет его границы, т. е. формат орнамента. Предварительный эскиз рекомендуется делать в натуральную величину предмета, чтобы не усложнять работу вычислением по масштабу.
Руководитель обходит всех кружковцев и уточняет формат с таким расчетом, чтобы изображения расположились пропорционально. Затем нарисованный формат разбивается на клетки (в 1 см), на деревянной доске по линейке фиксируются найденные границы формата и в этих границах делается прокладка из глины или пластилина толщиной в 1,5 см. С помощью насечек линейкой проводятся горизонтальные и вертикальные линия, и по клеточкам находятся точки предстоящего изображения. После этого можно приступить к дальнейшей работе. Как уже было сказано, геометрическая конструктивная основа формы выполняется детьми восьми лет охотно. Они сами склонны, ввиду отсутствия пока способности лепить конкретную форму, конструктивно упрощать все формы.
Задача руководителя — направить эту неосознаваемую склонность к упрощению на путь сознательного выявления конструктивной основы реально существующих форм. Только по недоразумению бытует мнение, что декоративное решение есть упрощение. Декоративный язык более условный, но не менее трудный язык, специфика которого требует особого дара художника-прикладника. Дети еще не могут в полной мере осознать задачи декоративного решения, но с элементами последнего им ознакомиться полезно.

Лепка посуды

Лепка посуды также сопровождается повышением требования к более точной передаче пропорций и отношений между частями несомыми и несущими. Для выявления тектонической гармонии отвлеченных, неизобразительных форм различной посуды руководителю придется подготовить небольшие образцы, предположим кувшин одной формы, но в нескольких вариантах. Один — сделан хорошо, несколько других — примитивно. Демонстрируя эти образцы, выяснить у детей, какой они считают наиболее совершенным и почему. Среди них кто-то обязательно «почувствует» совершенный образец, В ходе обсуждения нетрудно будет объяснить всем кружковцам, в чем превосходство этого образца, выявить прежде всего более точные пропорции и отношения масс, которые и обеспечивают гармонию тектонических отношений. И именно эти отношения в лепке неизобразительных объектов (в данном случае — посуды) выступают на первый план.

Один комментарий

  1. Александр Павлов 05.11.2017 Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.