Декоративные работы. Кружок. Лепка. Первый год занятий

Декоративные работы. Кружок. Лепка. Первый год занятий. Методические рекомендации по ведению занятий кружка «Лепка» по теме «Декоративные работы» в первый год работы. Автор: Н. С. Боголюбов

Декоративная работа — одно из самых увлекательных занятий младших детей в кружках скульптуры. Уплотненные глубины форм в рельефе еще непосильны им, да и сам рельеф получается больше похожим на изразец, наложенный на плоскость. Приходится поэтому начинать с облегченных заданий: прежде всего изучение правил компоновки целого из частей на ограниченном формате плоскости, потом изучение конструктивной основы форм и т. д.


Как известно, в декоративной лепке большое значение имеет чувство ритма. «Ритм в искусстве — последовательное чередование различных соразмерных элементов.., Ритм содействует ясности, четкости и стройности художественного произведения, делает художественный образ более цельным и выразительным»1. В декоративно-прикладном искусстве ритмика выглядит нагляднее, нежели в станковой скульптуре, в которой ритм не выступает так отчетливо на передний план.
Отметим, что детям, начинающим заниматься лепкой, присуще стихийное чувство ритма. Его надо развивать в процессе работы (от прокладки основания и нанесения рисунка до завершения работы). То, что такое ритм, может быть продемонстрировано углем на большом листе бумаги, как чередование вертикальных палочек с прямоугольниками (за каждой палочкой следует прямоугольник, а за каждым прямоугольником — палочка), полезно также показать ритм в народных орнаментах (вышивках, наличниках окон и т.д.).
Важным моментом в работе над рельефом вообще и над изразцами в частности является определение формата рабочей плоскости. Формат зависит от конкретного его назначения. Поэтому работа над изразцами должна учитывать их конкретное применение в оформлении интерьера. Это не значит, что несовершенные первые занятия по изготовлению посуды можно провести без идеи ее возможного утилитарного использования.

Но в дальнейшем, когда дети обретут некоторые навыки, нужно обращать их внимание и на утилитарную сторону предмета. Помимо того, что кувшин надо сделать красивым, необходимо сделать его удобным для пользования: горлышко кувшина не должно получиться слишком узким, иначе жидкость не будет хорошо выливаться, ручка должна быть удобной. Можно даже сделать две симметрично расположенные ручки, если кувшин большой. Далее объяснить детям, что, например, диаметр горлышка кувшина часто зависит от того, для каких климатических условий его собираются создавать. Длинные и узкие горлышки чаще всего делают на юге, чтобы при сильной жаре не так быстро испарялась жидкость.

0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.