Альбомные зарисовки

Альбомные зарисовки.

Рисования одних классных постановок с натуры, даже при последовательных, усидчивых занятиях, далеко недостаточно для успешной творческой работы в любой области изобразительного искусства, в том числе и в декоративно-прикладной.
Наброски с натуры, рисунки по памяти и по представлению, выполняемые в классе — это необходимые подсобные упражнения. Но, кроме этого, ученик, готовящийся к творческой самостоятельной работе, должен всегда изучать окружающую его живую действительность, расширять свой кругозор, собирать материал для работы по композиции.
Жизнь великих художников, оставленное ими огромное количество рисунков и набросков — яркое свидетельство того, как много труда они посвятили непосредственному наблюдению жизни с карандашом в руках.
Великий русский художник И. Е. Репин никогда не расставался с альбомом, делал зарисовки везде, где это было возможно. Рисовал он ежедневно, не пропуская ни одного дня.
Другой великий художник, один из лучших русских мастеров рисунка В. Л. Серов, оставил много альбомов с зарисовками. Делая ежедневные прогулки, он зарисовывал с натуры, а вернувшись домой, рисовал по памяти и по впечатлению то, что казалось ему наиболее интересным.
Голландский художник XVII века Рембрандт оставил огромное количество великолепных рисунков и набросков, ярко отразивших его эпоху.
Каждый большой художник, образно и правдиво отразивший в своих произведениях жизнь, непременно изучал ее. искал характерные ее проявления, накапливал материал. И на непрерывная упорная работа повышала, совершенствовала его мастерство.
Итак, наблюдать надо всегда, рисовать ежедневно и с натуры, и по памяти.
Опытный художник — это прежде всего внимательный наблюдатель. Но для того, чтобы видеть, надо внимательно смотреть.
Нередко обучающийся «уходит на природу», весь день ищет интересную натуру, устает, но так ни на чем и не остановится, ничего не нарисует.
Причина этому — поверхностное наблюдение, ненужная погоня за эффектами. В действительности достаточно остановить внимание на чем-то, казалось незначительном, рассмотреть этот предмет поглубже, и начнутся интереснейшие открытия.
Бывает так: ничем не примечательное дерево, если зайти с другой стороны, представится другим — то ли благодаря смене освещения, то ли новой комбинации сучьев, вдруг увиденному изгибу или наклону ствола. И дерево становится понятным. Начинают проявляться его пластические свойства, в сознании возникает образное представление о нем. То же можно сказать обо всем остальном. Надо приглядываться к натуре, стараться ее понять и потом уже рисовать.
Однако заполнять альбомы рисунками с любой натуры, без разбора не следует. Нужно привыкнуть активно искать и отбирать типичное, характерное. Нет смысла искать сейчас, например, «левитановских мотивов» в деревне, так как они уже не характерны и не типичны в наши дни, в нашей стране. Деревня стала совсем иной и характерно для нее другое. Искать типичное в современности — это одна из главных задач художника. Но не надо, идя на зарисовки, заранее определять манеру рисования, так как это обыкновенно выливается в подражание кому-либо из мастеров. Способ выполнения, технику, как и выбор материала, — все это должна подсказать натура. Тогда рисунок будет глубок, свеж и оригинален.
В. А. Серов постоянно менял материал, беря то мягкий, то твердый карандаш, то уголь, то кисть, перо, сангину, соус, рисуя то коротким штрихом, то тонкими линиями, то пятном. Изучая его рисунки, мы видим, что техника исполнения у него всегда гармонировала с характером изображаемого объекта.
Имея в виду специфические особенности работы художника декоративно-прикладного искусства, следует особо остановиться на зарисовках растительного и животного мира. Изделия прикладного искусства часто строятся и украшаются по мотивам живой природы. В художественном оформлении тканей, в коврах особенно распространен орнамент, основанный на растительных мотивах. Тут мы постоянно встречаем переработанные в различных комбинациях формы цветов, ветвей, листьев, плодов, деревьев и т. д. В художественной резьбе по камню, дереву, кости, в росписи по разным материалам, в керамике и т. д. также много мотивов растительного и животного мира. Поэтому изучение и зарисовывание растений и животных для будущих художников этих специальностей особенно необходимы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.