Агрохимическая характеристика почвы опытного участка

Агрохимическая характеристика почвы опытного участка (картограмма кислотности). Рассматривая эту таблицу, учитель обращает внимание учащихся на то, что такое агрохимическая картограмма и для чего она составляется. При этом особо подчеркивает, что картограмма дает возможность не только судить о плодородии почвы и его динамике, но и на научной основе вносить удобрения, проводить химическую мелиорацию почв, правильно размещать по полям севооборота различные культуры, удобрения и т. д. В частности, с помощью картограммы кислотности можно устанавливать потребность почвы в известковании, определять нормы известковых веществ, необходимых для нейтрализации почвы, выявлять участки (делянки), на которых дадут лучший эффект те или иные виды (формы) удобрений.
Каждая сельскохозяйственная культура для своего роста и развития требует определенной реакции среды. Например, для пшеницы, гороха, кукурузы, клевера требуется нейтральная и слабокислая реакция среды. Для роста и развития гречихи, льна, ржи, овса почвенный раствор должен иметь pH1 = 5 -—6. Люпин лучше развивается при pH = 4 ~ 5, картофель — при pH = 7,0, люцерна — при pH = 7 — 8 и т. д.
Используя агрохимические картограммы для рационального размещения сельскохозяйственных культур и распределения удобрений, можно резко повысить урожайность полей.
Техника составления картограммы заключается в следующем: на план школьного учебно-опытного участка накладывается сетка пронумерованных элементарных участков (делянок). В каждую клетку (делянку) этого плана вписывают результаты анализов (величины pH). Затем клетки с данными, относящимися к одной группе кислотности (также можно и по содержанию фосфора, калия или другого элемента), закрашивают соответствующим цветом (см. табл.).

Агрохимическая характеристика почвы

После этого можно объединить общим контуром все участки, относящиеся к одной группе кислотности, и пометить индексом (римскими цифрами). Контуры границ на картограммах могут не совпадать с контурами разновидностей почв на почвенной карте.
На пришкольных участках, где введены севообороты и систематически вносятся удобрения, границами контуров агрохимических картограмм в большинстве случаев являются границы полей севооборотов, различных делянок и т. п.
Выделенные на картограммах участки (делянки), отличающиеся по степени кислотности (или различным содержанием калия, фосфора и т. п.), можно обозначать не только различной окраской, но и штриховкой. Допустимо совместить две картограммы на одном листе: например, кислотность показать окраской, а какой-либо элемент (Р, К) — штриховкой
Агрохимические картограммы на пришкольном участке или в ученической производственной бригаде следует составлять ежегодно. Для этой цели можно использовать не только учебное время, но и внеурочную работу, различные виды практических занятий.
Таблицу можно использовать в процессе проведения сельскохозяйственных работ на школьных учебно-опытных участках, а также на уроках биологии и географии по теме «Почва».

0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.